Приветствую Вас, Гость

ВНЕДРЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ NETSCHOOL В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

МБОУ  Г. ИРКУТСКА «ЛИЦЕЙ №1»

 

Камозина Наталья Вячеславовна,

МБОУ г. Иркутска «Лицей №1»

 

МБОУ Лицей №1 города Иркутска в течение нескольких лет работает над одной из задач, определенной программой развития – формирование системы обеспечения качества образовательных  услуг. Увеличивающаяся конкуренция  в сфере образования, растущие требования родителей, новое информационное мышление общества побудили педагогический коллектив  искать новые пути повышения качества образовательных услуг.

Сегодняшнее мировое цивилизованное сообщество во многом базируется на информационных и коммуникационных технологиях. Под влиянием процесса информатизации складывается новая структура – информационное общество. Концепция информационного общества (авторы – Е. Масуда, Д. Мартин, Г. Молитор и др.) занимает видное место в современной науке. Она сменила концепцию индустриального и постиндустриального общества и основана на предпосылках о том, что информатика и информационная технология выступают средством изменения социальной структуры общества, производительных сил, создания целостной индустрии информации [3].

 Информатизация общества представляет собой многогранный процесс, в котором технико-технологические, социальные, экономико-политические и культурные составляющие находятся в органическом единстве, качественно преобразуя буквально все сферы общественной и личной жизни. Становление информационного общества знаменует радикальные преобразования не только в сфере производственных структур и технологий, но главным образом в сфере социально-экономических отношений и  культуре, духовной жизни и быту. Поэтому информатизацию общества следует представлять в виде процесса овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе – дальнейшего прогрессивного развития общества [3].

В соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. N Пр-212, целями формирования и развития информационного общества в Российской Федерации являются повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Таким образом, создание информационного общества рассматривается как платформа для решения задач более высокого уровня – модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения конституционных прав граждан и высвобождения ресурсов для личностного развития [1].

 Во исполнение решения заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации (от 30 декабря 2010 г. № А-4-18040) по развитию информационного общества в Российской Федерации, Минобрнауки России разработало  Единые требования «Системы ведения журналов успеваемости учащихся в электронном виде в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации», которые введены в действие с 1.07.2011 года [2].

 Деятельность Правительства РФ по переводу государственных услуг в электронный вид определяет необходимость информирования образовательным учреждением обучающихся и их родителей (законных представителей) о ходе и результатах учебного процесса в электронном виде. Внедрение электронных форм отчетности в образовательную деятельность предусматривает практическое использование электронного журнала в большинстве общеобразовательных учреждений страны, что должно обеспечить рост качества и повышение эффективности системы образования Российской Федерации в  целом.

Являясь инновационным образовательным учреждением и работая на опережение, с 2009-2010  учебного года в лицее начал внедряться электронный журнал,  который реализован посредством комплексной информационной системы для современной школы – NetSchool. Внедряя электронный журнал, педагогический коллектив ставил перед собой следующие задачи:

1. Повысить качество образования за счет:

- повышения уровня прозрачности учебного процесса;

- автоматизации учетных функций;

- повышения объективности оценивания учебных достижений обучающихся;

- удобства ведения учета и анализа учебной деятельности, повышения надежности хранения информации;

- повышения уровня соблюдения прав всех участников учебного процесса (совершенствования контроля за вводом и изменением информации);

- технологического развития учебного процесса.

2. Обеспечить исполнение образовательными учреждениями государственной услуги «Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости».

Электронный журнал содержит следующие разделы: «Школьное руководство»,  «Документы», «Классы и предметы», «Планирование уроков», «Учебные материалы», «Расписание», «Классный журнал»,  «Отчеты», «Объявления»,  «Школьные ресурсы», «Персональные настройки».

Раздел «Школьное руководство» содержит экраны: «Сведения о школе», «Пользователи», «Учебный план», «Движение». Экран «Сведения о школе» позволяет заполнять основные формы госстатотчетности, а также задавать основные настройки лицея. Экран «Пользователи» включает в себя сведения о сотрудниках, учениках, родителях. Экран «Учебный план»  определяет связь между классами и преподаваемыми в них предметами. «NetSchool» позволяет подготовить учебный план и вывести его на печать в удобном виде. Экран «Движение»  обеспечивает целостность системы в плане учета учащихся: перевод учащихся из класса в класс в течение учебного года; перевод учащихся по окончании учебного года; зачисление / выбытие учащихся в другие образовательные учреждения. 

Раздел «Документы» содержит различные нормативно-правовые документы.

Раздел  «Классы и предметы» содержит экраны: «Классы», «Предметы», «Подгруппы». В разделе «Классы и предметы» система «NetSchool» позволяет сформировать список классов, определить профиль, набор предметов, преподаваемых в каждом классе, подгруппы по предметам и разделить учащихся по подгруппам.

С помощью раздела «Планирование уроков» осуществляется календарно-тематическое планирование по предметам, при этом введенные темы уроков автоматически показываются в классном журнале.

Раздел «Учебные материалы» позволяет запускать учебные курсы, назначать учащимся задания для выполнения и проводить тестирование  по материалам курса с автоматическим сохранением результатов выполнения.

Раздел «Расписание» предоставляет возможности просмотра расписания с разных точек зрения – на месяц, на неделю, на день, по классам, по дням недели, по кабинетам. В нем находит отражение время уроков и занятость кабинетов. При необходимости внесения изменений, вся информация становится моментально доступной пользователям.

Раздел «Классный журнал» – один  из основных документов, который является аналогом обычного бумажного классного журнала, но более удобным в использовании, он прост в восприятии даже неопытному пользователю.

Педагоги нашего лицея регулярно осуществляют заполнение электронных классных журналов по предметам: информацию о датах проведения занятий (в соответствии с расписанием), о темах уроков, типах выполняемых заданий (самостоятельная работа, практическая работа, тестирование, проект и т.д.), домашних заданиях, оценках учащихся и об отсутствии учащихся на уроках.

При этом автоматически формируется средняя оценка.  В конце отчетного периода (триместр в 7-9 классах, полугодие в 10-11 классах) педагоги подводят итоги учебного процесса и выставляется оценка за учебный период в разделе итоговые отметки. По итогам года составляется сводная статистическая таблица успешности учебного процесса.

Экран «Посещаемость» позволяет классному руководителю и родителям контролировать посещаемость учащихся по отдельным урокам и по дням.

В разделе «Отчеты» имеются возможности формирования и просмотра административных отчетов (отчеты о движении учащихся, о составе классов и т.д.), итогов успеваемости и посещаемости по классу и  по лицею, текущей успеваемости и посещаемости.

В разделе «Объявления» предусмотрены инструменты для создания сообщений на доске объявлений для учащихся, родителей, педагогов.

Раздел «Школьные ресурсы» предназначен для организации каталога школьных ресурсов, в котором можно создавать ссылки на файлы и папки в локальной сети и в сети Интернет.

За прошедший период внедрения системы «NetSchool» педагогический коллектив отметил следующие преимущества использования электронного журнала по сравнению с бумажным:

- быстрая распечатка текущих отметок за любой период, по любому предмету в любой момент времени («Распечатка классного журнала», «Отчет об успеваемости и посещаемости ученика»);

- все стандартные отчеты, которые необходимы на конец триместра, полугодия, учебного года, создаются автоматически за несколько минут («Общие сведения об обучающихся», «Отчет классного руководителя за учебный период», «Сводная ведомость учета успеваемости», «Сводная ведомость учета посещаемости» и т.д.);

- оперативный доступ учащихся к текущим отметкам через электронный дневник и автоматические отчеты, что дает шанс исправить плохие отметки до выставления итоговых (отчет «Информационное письмо для родителей», отчеты в виде SMS);

- возможность оперативного реагирования родителей на проблемы с успеваемостью, что очень актуально для нашего лицея (так как большинство обучающихся проживают в разных концах города);

- повышение оперативности реагирования администрации лицея  на проблемы с успеваемостью, пропусками;

- возможность представителей администрации самостоятельно делать прогнозы и выявлять «проблемных» детей («Предварительный отчет классного руководителя» и др.);

- отсутствие «помарок», легкость в исправлении ошибочно выставленных отметок;

- невозможность  утери журнала  или фальсифицирования отметок.

Таким образом, внедрение NetSchool обеспечивает: 

- стимулирование новых отношений между всеми участниками учебно-воспитательного процесса;

- открытость информационного пространства;

- повышение качества образовательных услуг.

 

Литература

1.     Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р  [Электронный документ]. - Режим доступа: http://правительство.рф/gov/results/12932/ - Загл. с экрана.

2.     Единые требования «Системы ведения журналов успеваемости учащихся в электронном виде в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» [Электронный документ]. - Режим доступа: http://www.apkit.ru/files/MON_treb_ej_v5-8.pdf - Загл. с экрана.

3.     Негодаев И.А. На путях к информационному обществу [Электронный документ]. - Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/negodaev_na/01.aspx - Загл. с экрана.

Яндекс.Метрика