Приветствую Вас, Гость

КОМПЬЮТЕР КАК УНИВЕРСАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ  НА УРОКАХ ФИЗИКИ

 

Калашникова Елена Николаевна
ОГБОУ СПО ИТМ, г. Иркутск

 

Одной из задач образования сегодня является улучшение качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями современного научно-технического прогресса. Условия для решения данной задачи, на наш взгляд, создает комплексное использование технических средств обучения (далее   ТСО) всех видов. На наш взгляд, современные технические средства значительно расширяют возможности преподавателя по изложению, а обучающихся по восприятию учебного материала.

ТСО, как и любые другие дидактические средства, являются частью педагогической системы и выполняют в ней свое назначение. Выбор ТСО зависит от дидактической концепции, целей, содержания, методов и условий учебного процесса. В науке нет строгой классификации технических средств. Воспользуемся классификацией польского дидакта В. Оконя, в которой все дидактические средства расположены по нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия обучающегося, дополнив ее классификацией информационно-коммуникативных средств (см. рис.1).

ТСО призваны выполнять три основные функции: информационную, контролирующую и обучающую. С уверенностью можно сказать, что персональный компьютер (далее ПК) в настоящее время является универсальным техническим средством обучения, которое может быть использовано для реализации любой из указанных функций.

Информационная функция: ПК используются как для предъявления учебной информации в пределах заданного этапа обучения (лекция, цикл лекций), так и для усиления наглядности изучаемой информации при различных формах учебной деятельности. Чаще всего эта функция реализуется на уроках изучения нового материала при помощи программы MS PowerPoint. Ее применение приводит к целому ряду положительных эффектов: облегчается процесс усвоения материала, урок приобретает эмоциональную окрашенность, возрастает уровень наглядности, повышается производительность труда и интерес к предмету.

 

 Рис. 1. Классификация средств обучения.

 

Контролирующая функция: Применение тестовых оболочек, контролирующих программ обеспечивает текущий контроль усвоения некоторого объёма учебного материала и итоговый контроль на определенной стадии учебного процесса. Контроль становится более регулярным, достоверным, экономным (с точки зрения затрат времени). В нашем учебном заведении широкое распространение нашли тестовые задания в электронном виде, которые создают сами преподаватели. Разработаны задания входного и итогового контроля, а также текущего контроля по всем разделам программы. Это позволяет в значительной степени освободить преподавателя от трудоёмких операций, присущих обычным методам опроса, что даёт ему возможность уделять больше внимания творческим аспектам обучения и индивидуальной работе с учащимися.

Обучающая функция. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. В случае отсутствия в кабинете физики необходимого сложного оборудования, на помощь приходит специальное программное обеспечение, позволяющее проводить достаточно сложные лабораторные работы. В них обучающийся может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы. Другим проявлением обучающей функции является изучение устройства и принципа действия различных физических приборов. Обычно, учитель демонстрирует тот или иной прибор, объясняет принцип его действия с использованием модели или схемы. Чтобы  облегчить восприятие обучающимися принципов работы данного прибора, применяются специальные компьютерные программы, позволяющие «собрать» прибор из отдельных деталей, воспроизвести с оптимальной скоростью процессы, лежащие в основе принципа его действия. При этом возможно многократное «прокручивание» мультипликации.

Таким образом, несомненное достоинство персонального компьютера заключается в том, что его можно применять на уроках любого типа: при изучении нового материала, при решении задач, для осуществления контроля, организации самостоятельной работы обучающихся, как индивидуальной, так и групповой. Изменяется деятельность учителя и ученика: ученик может оперировать большим количеством информации, интегрировать ее, имеет возможность автоматизировать ее обработку, моделировать процессы и решать проблемы, быть самостоятельным в учебных действиях. Учитель также освобождается от рутинных операций, получает возможность диагностировать учащихся, следить за динамикой обучения и развития ученика. Применение компьютера, являющегося универсальным техническим средством обучения, может и должно привести к изменению существенных сторон дидактического процесса.

Яндекс.Метрика