Приветствую Вас, Гость

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Юркова Т.Г.

МОУ «Лицей №1», г. Иркутск

 

Настоящее время ознаменовано информационным взрывом, который вызван глобализацией общества, высокими темпами научно-технического прогресса, а значит, все более и более возрастающим объемом информации. Умение ориентироваться в больших потоках информации становится необходимым качеством нынешних школьников, которые завтра будут студентами и профессионалами.

В связи с вышесказанным взаимодействие человека с информацией приобретает особую значимость. Современные школьники живут в совершенно иной информационно-коммуникативной сфере, чем их сверстники несколько лет назад: им доступны масса различных свободных изданий, большое число компьютерных программ, Интернет, постоянно пополняемый и обновляемый банк современных медиаресурсов. Впервые в истории возникла такая ситуация, при которой рынок информационных услуг не только обширен, но и очень разнообразен.

Важно отметить, что предпочтения учителей и учащихся при выборе информационного источника различны. Подавляющее большинство учителей старшего поколения, слабо владеющие информационными технологиями, предпочитают традиционные источники на печатной основе (книги, журналы, газеты), а учащиеся и молодые учителя – Интернет. Это противоречие легко разрешается, если учитель и учащиеся сотрудничают в процессе получения, переработки и при представлении предметной информации в образовательном процессе (не только учитель обучает учащихся предмету, но и учащиеся обучают учителя работе с компьютером). Среди современных технологий огромную помощь в процессе получения учебной информации оказывает компьютер. Если на уроках информатики умение использовать компьютер выступает как цель образовательного процесса, то на других уроках использование компьютера - это средство достижения учебных целей. Это средство, которое интенсифицирует и обогащает учебный процесс и способствует развитию и личности подростка, и профессионального мастерства учителя, создавая новую культуру педагогического общения. Сегодня учитель поставлен перед фактом: учащиеся предпочитают воспринимать ту информацию, которая подана более интересно и эффектно.

Иркутский лицей №1 имеет физико-математическую и технико-экономическую направленность. Техническое оснащение лицея позволяет вести образовательный процесс на современном уровне. В большинстве кабинетов имеется стационарно установленный компьютер, проектор и экран. Остальные педагоги могут на любой урок взять ноутбук. Все учебные кабинеты имеют выход в Интернет. Так, 10.04.08 все педагоги лицея приняли участие во Всероссийском Интернет-марафоне, организованном редакцией газеты «Первое сентября». Например, учитель химии имела возможность наблюдать демонстрационный эксперимент «Химический эксперимент на уроке и вне урока», проводимый д.х.н. доцентом химического факультета МГУ, лауреатом государственной премии Берданосовым С.С.

Учителя лицея окончили курсы дистанционного обучения «Эйдос» (г. Москва) по теме: «Информационные технологии в работе учителя предметника».

Преодолевая некоторый психологический барьер, учителя-предметники осваивали новые информационные технологии. Подготовка дополнительного иллюстративного и обучающего материала для проведения урока. Возможность воспроизвести иллюстративный материал, который трудно или невозможно описать на доске или продемонстрировать с помощью опытов – это первые шаги, которые были освоены прежде всего. Большой ассортимент учебных дисков помогает в организации учебного занятия. Новая эра открылась для экспериментальных наук с появлением учебных дисков, которые расширили границы эксперимента.

На кафедре естественных наук первой активно начала использовать новые информационные технологии в учебном процессе учитель биологии Савельева А.И. Так, первые занятия в мультимедийном кабинете ею были проведены в марте 2006 года по теме «Эволюция» (9-ый класс) и «Химическая функция клетки» (10-ый класс). В качестве домашнего задания учащиеся готовят презентации по теме урока. Это еще их первые шаги, но уже и тогда были замечательные работы. Так, ученик 10 класса Слободчиков Д. в презентацию о ДНК вставил картину ДНК, полученную рентгеноструктурным анализом, на основе которой Уотсон и Крик нарисовали свою модель. Следующая тема «Метаболизм. Основа жизни-белок». На экране разные формы белков: фибриллярные, глобулярные и др.; активный центр фермента выделен. Конечно, такие презентации могут быть использованы учителем в учебном процессе.

Технологии личностной ориентации и, прежде всего, педагогика сотрудничества, создают условия для творческой деятельности лицеистов. Нами накоплен достаточный опыт по выполнению различных типов творческих работ, как на уроке, так и во внеурочное время, для чего используются различные информационные ресурсы: интернет-ресурсы, печатные издания, издания на компакт-дисках. Так, в кабинете химии имеется достаточное количество разнообразных и разноуровневых печатных изданий, позволяющее организовать индивидуальную дифференцированную  работу учащихся на уроке.

Интересно наблюдать динамику развития выполнения творческих заданий. За несколько лет пройден путь от просто скаченных из Интернета текстовых листочков до содержательных красочных наглядных аналитических презентаций, выполненных индивидуально или группами лицеистов. Высокое качество выполненных презентаций делает возможным их использование учителями на учебном занятии в качестве иллюстративного материала. Например, «Природные зоны РФ» (география, учащиеся 8-х классов); «Экономические районы РФ» (география, учащиеся 9-х классов); «Природные источники углеводородов». «Нефть и продукты ее переработки» (химия, учащиеся 9-х классов); «Высокомолекулярные соединения природного и синтетического происхождения» (химия, учащиеся 10-х классов); «Роль химии в жизни общества» (химия, учащиеся 11-х  классов) и др.

 Появление в лицее доступной техники сделало защиту творческих и курсовых  работ ярким событием в учебном процессе, дающем возможность самореализации учащихся с одновременным самоутверждением и ощущением достижения успеха (в случае хорошей подготовки). Хорошей иллюстрацией вышесказанному является организованный учителем географии Гужовой С.В. круглый стол «В гостях у Китая» в рамках проведения Года Китая, в котором приняли участие учащиеся 9-х, 10-х и 11-х классов, победившие в конкурсе презентаций «Наш сосед Китай». 23 исполнителя лучших презентаций рассказали обо всем, что узнали. Это и Великая Китайская стена, и культура (лицеисты записали китайскую музыку), и образование, и экономическая революция. И, конечно, все были изумлены, когда Друсалевич В. заговорил по китайски.

Проведение «Байкальского форума» решает важные воспитательные задачи, в том числе формирование бережного отношения к природе, чувства гордости за это всемирно известное уникальное озеро.

Работа над творческими заданиями с применением технических средств, которыми учащиеся порой владеют лучше, чем учитель, создает уникальную атмосферу партнерских отношений. Лицеистам нравится на какой-то момент почувствовать себя учителем.

Технический уровень проведения модуля естественных наук с каждым годом повышается. В частности, последние 2 года естественно-экологический турнир заканчивается показом слайд-шоу, выполненного лицеистами-фотографами, в распоряжении которых были цифровые фотоаппараты.

Родилась новая профессиональная компетенция учителя – переносить в зависимости от целей курса акцент с приоритета содержания на приоритет освоения учащимися способов действий, не нанося ущерб самому содержанию.

С каждым годом возрастает в ОУ значимость привлечения учащихся к исследовательской деятельности, которая способствует формированию определенного опыта по поиску подходов к проблеме, прогнозированию последствий тех или иных действий, проведению анализа результатов, поиску новых подходов, логичности знаний и умений. Традиционным стало проведение в конце учебного года лицейской научно-практической конференции. Руководство исследовательскими работами осуществляется как учителями лицея, так и преподавателями вузов. Много интересных работ выполнено лицеистами. Например, групповая работа на тему «Методы изучения наследственности от  А.С.Пушкина до Е.Кузьминой – выпускницы лицея».

Наиболее активно исследовательской деятельностью лицеисты занимаются по профильным предметам, активно пользуясь информационными ресурсами. Для нашей кафедры это география и экономика в группах социально-экономического профиля. Для этих групп организованы следующие элективные курсы: «Основы предпринимательства», «Бизнес-проектирование», «Основы менеджмента». 5 лицеистов заняли призовые места в олимпиаде по финансам, проводимой в рамках 4-ой научно-практической конференции «Бизнес-образование в экономике знаний» (ИГУ). Заочное поступление в Московскую финансово-промышленную академию осуществили 4 лицеистов.

Педагогами кафедры создаются образовательные ресурсы. Так, у Савельевой А.И. большая часть курса биологии представлена схематически в формате презентаций, которые, при наличии медиатеки, могут быть использованы лицеистами при самостоятельной подготовке.

Наличие в лицее медиатеки позволит индивидуализацию процесса обучения поставить на более высокий уровень. Например, наиболее способные лицеисты, быстро усвоившие программный учебный материал, могут во время занятий ходить в медиатеку за дополнительной информацией для выполнения полученного творческого задания.
Яндекс.Метрика