Приветствую Вас, Гость

Мультимедиа продукты и интернет ресурсы на уроках истории и обществознания

Гурченкова Л.П.,

учитель истории, обществознания

МОУ СОШ № 8 г. Черемхово

 

Современный урок невозможно представить без использования мультимедиа продуктов и интернет- ресурсов, т.к. объем информации,  изучаемой на уроках истории и обществознания возрос, увеличилось и количество источников для получения необходимых сведений и фактов.  Бесспорно, компьютер  сегодня превратился в мощное средство образования, а технологии мультимедиа и интернет-ресурсы можно рассматривать как одно из дидактических средств современного обучения.

Используя учебные продукты мультимедиа, учитель обеспечивает условия формирования у учащихся в интерактивном режиме комплекса следующих универсальных учебных действий:

¾   умение поиска нужной информации и ее группировки;

¾   умение воспроизводить информацию в нужном контексте, раскрывать содержание художественно-графических объектов;

¾   умение анализировать источник и работать со словарем и энциклопедией;

¾   умение сравнивать явления, находя в них сходство и различие;

¾   умение работать со статистическими данными;

¾   умение создавать презентации, формулируя их концепцию;

¾   умение структурировать тексты и собственные работы в различных программах.

Кроме того, работа с мультимедийными программами косвенным путем развивает конструктивное, алгоритмическое, творческое мышление и коммуникативные способности  учащихся. Мой опыт показывает, что применение данной технологии значительно повышает качество и эффективность обучения, а также создает дополнительный стимул учащимся для формирования умений и навыков исследовательской деятельности.

В процессе своей работы я использую как готовые программные продукты, так и созданные мною и моими учениками (см.таблицу):

 

 

Готовые программные продукты

Программные продукты, созданные учащимися и учителем

¾   Мультимедийные учебники

¾   Электронные энциклопедии

¾   Электронные базы данных и словари

¾   Тестовые оболочки

¾   Проекты

¾   Презентации(Microsoft Power Point);

¾   Веб –страница(язык HTML);

¾   Создание интерактивных фильмов (Macromedia Flash MX);

Наиболее ценной в повышении эффективности обучения, на мой взгляд, является группа программных средств, разрабатываемых учителем и учениками, так как она создает благоприятную среду для решения многих педагогических задач:

¾   расширяет возможности самообразования;

¾   формирует навыки командного сотрудничества;

¾   учит вступать в дискуссию и вырабатывать свою точку зрения.

На моих уроках самой популярной является технология  создания учебного проекта. Разработана целая серия уроков - презентаций по истории  и обществознанию с применением анимации и звукового сопровождения.

В 8-11 классах учащиеся осваивают технологию создания интерактивных фильмов (Macromedia Flash MX) ( в 2009 году  созданный  учеником 8 класса фильм «Служение Отечеству» о Муравьеве-Амурском получил первое место на Межрегиональном  историко - просветительском конкурсе «Служение Отечеству: события и имена»). Презентации позволяют учащимся и учителю иллюстрировать свой рассказ, сделать его более содержательным, используя при этом разные источники информации. Для проверки домашнего задания составляются тесты с гиперссылками в программе Power Point. В программе MS Excel можно сделать так, что результаты решения высветятся на экране, и ученик узнает количество правильных ответов и баллов, % выполнения работы и оценку. Мною разработан сборник тренинговых упражнений для подготовки к олимпиадам, который включает в себя слайды с портретами исторических личностей, предметы культуры, отрывки из сочинений историков, фрагменты карт и другие материалы. Учащимися 7-9 классов созданы виртуальные экскурсии, виртуальные путешествия в прошлое. Один из проектов виртуальной экскурсии по городу Черемхово был представлен на портале «Сеть творческих учителей» - «Сетевая радуга».

Новый потенциал информации образования обеспечивает развитие информационных телекоммуникационных сетей, в том числе глобальной сети Интернет. Использование Интернет-ресурсов – это, по сути, революционный прорыв в области информатизации образования. На своих уроках я использую такие сетевые формы общения как: чат (телеконференция), форум, блог. Это позволяет мне более широко использовать деятельностный подход в формировании универсальных и предметных навыков и умений учащихся. Многие мои учащиеся создают собственные сайты, где происходит обмен информацией и мнениями. Например, при проведении исследования взаимодействия моральных и правовых норм в современном обществе ученики 10 класса организовали Интернет-конференцию.  Сетевое общение способствует формированию  умения быстрого и внимательного чтения информации,  классифицировать информацию и обобщать ее, осуществлять самоконтроль. Работа с интернет- ресурсами нравится детям, она сопровождается высокой мотивацией со стороны учащихся, что гарантирует качественный результат их продуктивной деятельности. В кабинете истории имеется каталог Интернет-ресурсов, где систематизированы сайты, содержащие материалы для уроков истории и обществознания. Каталог составлен по разделам и темам.

Безусловно,  применение мультимедийных технологий и использование интернет-ресурсов психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися, возбуждает живой интерес к предмету. При этом  возрастает уровень наглядности на уроке, но компьютер остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Информационные технологии должны использоваться в совокупности с другими технологиями обучения. Только так будет достигнут необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

 

Яндекс.Метрика