Мультимедиа
продукты и интернет ресурсы на уроках истории и обществознания
Гурченкова Л.П.,
учитель истории, обществознания
МОУ СОШ № 8 г. Черемхово
Современный урок
невозможно представить без использования мультимедиа продуктов и интернет- ресурсов,
т.к. объем информации, изучаемой на
уроках истории и обществознания возрос, увеличилось и количество источников для
получения необходимых сведений и фактов.
Бесспорно, компьютер сегодня
превратился в мощное средство образования, а технологии мультимедиа и интернет-ресурсы
можно рассматривать как одно из дидактических средств современного обучения.
Используя учебные
продукты мультимедиа, учитель обеспечивает условия формирования у учащихся в
интерактивном режиме комплекса следующих универсальных учебных действий:
¾
умение поиска нужной информации и ее
группировки;
¾
умение воспроизводить информацию в
нужном контексте, раскрывать содержание художественно-графических объектов;
¾
умение анализировать источник и работать
со словарем и энциклопедией;
¾
умение сравнивать явления, находя в них
сходство и различие;
¾
умение работать со статистическими
данными;
¾
умение создавать презентации, формулируя
их концепцию;
¾
умение структурировать тексты и
собственные работы в различных программах.
Кроме того, работа с мультимедийными
программами косвенным путем развивает конструктивное, алгоритмическое,
творческое мышление и коммуникативные способности учащихся. Мой опыт показывает, что применение
данной технологии значительно повышает качество и эффективность обучения, а также
создает дополнительный стимул учащимся для формирования умений и навыков
исследовательской деятельности.
В процессе своей работы
я использую как готовые программные продукты, так и созданные мною и моими
учениками (см.таблицу):
Готовые
программные продукты |
Программные
продукты, созданные учащимися и учителем |
¾ Мультимедийные
учебники ¾ Электронные
энциклопедии ¾ Электронные
базы данных и словари ¾ Тестовые
оболочки |
¾ Проекты ¾ Презентации(Microsoft Power Point); ¾ Веб
–страница(язык HTML); ¾ Создание
интерактивных фильмов (Macromedia Flash MX); |
Наиболее ценной в
повышении эффективности обучения, на мой взгляд, является группа программных
средств, разрабатываемых учителем и учениками, так как она создает
благоприятную среду для решения многих педагогических задач:
¾
расширяет возможности самообразования;
¾
формирует навыки командного
сотрудничества;
¾
учит вступать в дискуссию и вырабатывать
свою точку зрения.
На моих уроках самой
популярной является технология создания
учебного проекта. Разработана целая серия уроков - презентаций по истории и обществознанию с применением анимации и
звукового сопровождения.
В 8-11 классах учащиеся
осваивают технологию создания интерактивных фильмов (Macromedia Flash MX) ( в 2009 году созданный
учеником 8 класса фильм «Служение Отечеству» о Муравьеве-Амурском
получил первое место на Межрегиональном
историко - просветительском конкурсе «Служение Отечеству: события и
имена»). Презентации позволяют учащимся и учителю иллюстрировать свой рассказ,
сделать его более содержательным, используя при этом разные источники
информации. Для проверки домашнего задания составляются тесты с гиперссылками в
программе Power
Point.
В программе MS
Excel
можно сделать так, что результаты решения высветятся на экране, и ученик узнает
количество правильных ответов и баллов, % выполнения работы и оценку. Мною
разработан сборник тренинговых упражнений для подготовки к олимпиадам, который
включает в себя слайды с портретами исторических личностей, предметы культуры,
отрывки из сочинений историков, фрагменты карт и другие материалы. Учащимися
7-9 классов созданы виртуальные экскурсии, виртуальные путешествия в прошлое.
Один из проектов виртуальной экскурсии по городу Черемхово был представлен на
портале «Сеть творческих учителей» - «Сетевая радуга».
Новый потенциал
информации образования обеспечивает развитие информационных
телекоммуникационных сетей, в том числе глобальной сети Интернет. Использование
Интернет-ресурсов – это, по сути, революционный прорыв в области информатизации
образования. На своих уроках я использую такие сетевые формы общения как: чат (телеконференция),
форум, блог. Это позволяет мне более широко использовать деятельностный подход
в формировании универсальных и предметных навыков и умений учащихся. Многие мои
учащиеся создают собственные сайты, где происходит обмен информацией и мнениями.
Например, при проведении исследования взаимодействия моральных и правовых норм
в современном обществе ученики 10 класса организовали
Интернет-конференцию. Сетевое общение
способствует формированию умения
быстрого и внимательного чтения информации,
классифицировать информацию и обобщать ее, осуществлять самоконтроль.
Работа с интернет- ресурсами нравится детям, она сопровождается высокой
мотивацией со стороны учащихся, что гарантирует качественный результат их
продуктивной деятельности. В кабинете истории имеется каталог
Интернет-ресурсов, где систематизированы сайты, содержащие материалы для уроков
истории и обществознания. Каталог составлен по разделам и темам.
Безусловно, применение мультимедийных технологий и
использование интернет-ресурсов психологически облегчает процесс усвоения
материала учащимися, возбуждает живой интерес к предмету. При этом возрастает уровень наглядности на уроке, но
компьютер остается всего лишь многофункциональным техническим средством
обучения. Информационные технологии должны использоваться в совокупности с
другими технологиями обучения. Только так будет достигнут необходимый уровень
качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и
воспитания.