ПРИМЕНЕНИЕ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ НА
УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Головина Ольга Владимировна,
Моу «Средняя
общеобразовательная школа», п. Верхнемарково
Российское образование
переживает процесс модернизации. Как часть общества, школа не может остаться в стороне от рыночных
отношений, которые диктуют ей новые
условия существования. Современный учитель испытывает потребность в новых
формах и средствах обучения, которые
позволят ему выполнить свои обязательства перед обществом по обеспечению своих
выпускников высоким уровнем владения ключевыми компетенциями, гарантирующими
социализацию личности. Информационная и коммуникативная компетенции имеют в этом отношении особое значение.
Важную роль в их формировании играют уроки русского языка.
Вопрос о
целесообразности применения информационно-компьютерных технологий (ИКТ)
преподавателями русского языка в настоящее время не вызывает сомнений. Более
того, следует рассматривать проблему
первоочередной технической
оснащенности кабинетов русского языка как важнейшего условия
успешности обучения в современной российской школе. Включение русского языка в качестве
обязательного предмета для итоговой
аттестации выпускников указывает на
высокую востребованность в обществе
коммуникативно-образованной личности. Воспитать такую личность способен
современный учитель русского языка, владеющий новыми педагогическими
технологиями и имеющий в своём
распоряжении соответствующие материально-технические средства.
Применение
ИКТ на уроках русского языка позволяет не на словах, а на деле решить целый
комплекс задач и добиться достижения многих
целей, а именно:
-
повысить учебную мотивацию, активизировать познавательный интерес школьников;
- реализовать
требования ФГОС в части обеспечения
деятельностного подхода к обучению на основе вовлечения учащихся в учебный
процесс;
- развивать творческий потенциал, креативность
обучающихся;
- эффективно организовать
процесс обучения на всех этапах уроков различных типов.
Технологии мультимедиа
и интернета позволяют учителю добиваться высоких результатов в обучении
русскому языку. Воспроизводимость информационных технологий дает возможность
применять их каждому учителю независимо от опыта, места работы, в том числе и в
сельской школе.
Компьютерную поддержку на уроках русского языка
обеспечивают следующие группы программ:
1. Презентации;
2.
Информационно-обучающие;
3. Тестирующие.
Презентация
– подача материала в виде слайдов – незаменима при изучении нового материала,
обобщении изученного. Преимущества презентации состоят в возможности быстро и
наглядно представить большой объём информации. Таблицы, схемы, иллюстрации,
рисунки, занимательные задания, изображённые на слайдах, оживляют урок, придают
ему динамику и современный формат. Лекции, практикумы, семинары, основанные на
мультимедийной презентации, дают
возможность усваивать сложный языковой
материал легко и прочно. Использование звуковых, анимационных эффектов,
гиперссылок вызывает неизменный интерес у учащихся, привлекает внимание к
работе.
Информационно-обучающие
программы требуют возможности выхода в интернет, работы со
специальными комплексами. Презентация или слайд с материалом урока содержат
ссылки на электронные справочники, словари, библиотеки ( «Толковый Словарь
живого великорусского языка В.И. Даля», «От А до Я. Сборник лучших словарей
русского языка мультимедийная энциклопедия «Золотые пословицы и поговорки» и
др.), интернет-репетиторы (продукты серии «Уроки Кирилла и Мефодия», от фирмы
«1С»: «1С.Репетитор.Русский язык», орфографический тренажёр «Грамотей» и
др.). Названные комплексы представляют
собой мультимедийные программы с различными способами подачи материала:
текстом, звуком, иллюстрациями, анимацией и т.д.
Тестирующие
программы в виде обычных карточек или
многоуровневых программ являются доступным как на уроке, так и вне его способом
контроля и самоконтроля знаний.
Применение ИКТ делает
сложный и длительный процесс подготовки
к ГИА и к ЕГЭ целенаправленным и результативным.
Для развития связной
речи очень полезна работа с текстовыми редакторами. Оперативно управляя не
только словами, но и сверхфразовыми единствами, ученик учится моделировать
собственное высказывание. С увлечением школьники набирают собственные тексты,
сопровождают их рисунками, продумывают дизайн слайдов презентаций при
подготовке к докладам.
Работая в группе или
индивидуально над проектом, обучающиеся
получают готовый продукт в виде газеты, журнала, сборника
лингвистических сказок, миниатюр.
Новые возможности дают
ИКТ для дифференциации обучения. Работая в индивидуальном режиме, ученик может
неоднократно возвращаться к пройденному, выполнять упражнения, получая
консультации учителя или более сильного ученика.
Благодаря информационным технологиям сельскому учителю
доступны научные, методические материалы в сети интернет, что способствует
повышению его педагогического кругозора, мастерства(портал «Русский язык», издательский
дом «Первое сентября», «Грамотей-клуб» и др.).
Следует подчеркнуть, что
информационно-коммуникативные технологии не занижают роль учителя русского
языка, не превращают его в статическую
единицу, обслуживающую компьютер. В руках настоящего учителя они являются надёжным средством обучения, позволяющим в
максимальной степени реализовать своё педагогическое мастерство.
С помощью программного обеспечения учитель разрабатывает карточки с заданиями,
тесты, алгоритмы решения лингвистических
задач, опорные конспекты, схемы, таблицы, иллюстрации.
Рассмотрим примеры
материалов к урокам с компьютерной поддержкой.
Фрагмент урока по проверке темы
«Сложносочинённое
предложение» в 9-ом кл.
1.
На основе блок-таблицы «Виды сложных предложений» учащиеся работают по вопросам и заданиям учителя:
· Чем сложносочиненные предложения отличаются от других
групп предложений – от простых и сложноподчиненных?
· Перед вами предложения. Сначала выпишите простые
предложения с однородными членами, затем – сложноподчиненные. Расставьте знаки
препинания и графически объясните их постановку.
а)
Пугачёв дал знак и меня тотчас отпустили и оставили.
б)
Порой опять гармонией упьюсь над вымыслом слезами обольюсь и, может быть, на
мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной.
в)
Через полчаса мы сидели дома пили чай и рассказывали давно ожидавшим товарищам
свои приключения.
г) Этот разговор продолжался около часа и,
по-видимому, произвёл на Андрея Ефимыча глубокое впечатление.
д)
Солнце село и тусклые тучи висели над тёмной степью.
е)
Старцев всё собирался к Туркиным но в больнице было очень много работы и он
никак не мог выбрать свободного времени.
·
Выполните
синтаксический разбор указанного предложения.
Самопроверка.
2. Из данных предложений выберите сложносочиненные
предложения, запишите, расставляя знаки препинания, и составьте схему.
/Предложения проецируются /.
Морозный воздух
так обжигал что трудно было дышать. Солнце село и тусклые тучи висели над
тёмной степью. Буран крутит швыряет снегом высвистывает и заливается жутким
воем.
3.Составьте с помощью компьютера таблицу: «Группы ССП по
значению» /примеры свои/.
Группы по значению |
Примеры |
|
|
Урок взаимоконтроля по теме «Не с существительными»
(6 класс)
Цель: повторение,
закрепление, практическая отработка знаний, умений. Обучение работе в парах.
При выполнении заданий
возможно использование печатных либо электронных версий словарей по желанию
учащихся. Не следует перегружать зрение учащихся и важно воспитывать уважение к
книге.
I. Устная работа в парах: проверка знания орфограммы
«Не существительными».
II. Практическая часть.
Работа
по карточкам (2 варианта).
Взаимопроверка.
/Консультация учителя по мере необходимости/.
Выставление
оценки после проверки соседу.
Вариант 1
1)
Найди
в Толковом Словаре живого великорусского языка В.И. Даля значение слов,
указанных на доске. Составь предложения с этими словами, обозначь орфограмму
«не с существительными».
2)
Выполни
карточку 189 на стр.85 (Дидактический материал).
3)
После
этого проверь, как справился с работой твой сосед по парте. Помоги ему, если
надо.
Вариант 2
1)
Из
орфографического словаря выпиши 5-6 слов, где НЕ является частью корня.
Обозначь в них орфограмму. Составь одно предложение с любым из этих слов и
запиши его.
2)
Выполни
задание карточки 188 стр.84 (Дидактический материал).
3)
После
этого проверь, как справился с работой твой сосед по парте. Помоги ему, если
надо.
III. Рефлексия. Обсуждение итогов работы в парах.
Литература
1. Русский язык.9 класс. Подготовка к ГИА-2011: учебно-методическое
пособие/ Под ред. Н.А. Сениной.-Ростов н/Д: Легион,2010.
2.
Горбич О.И. Современные педагогические технологии
обучения русскому языку в школе./ М., Педагогический университет «Первое сентября»,
2009.