Приветствую Вас, Гость

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Головина Ольга Владимировна,

Моу «Средняя общеобразовательная школа», п. Верхнемарково

 

Российское образование переживает процесс модернизации. Как часть общества, школа не  может остаться в стороне от рыночных отношений, которые  диктуют ей новые условия существования. Современный учитель испытывает потребность в новых формах и  средствах обучения, которые позволят ему выполнить свои обязательства перед обществом по обеспечению своих выпускников высоким уровнем владения ключевыми компетенциями, гарантирующими социализацию личности. Информационная и коммуникативная компетенции  имеют в этом отношении особое значение. Важную роль в их формировании играют уроки русского языка.

Вопрос о целесообразности применения информационно-компьютерных технологий (ИКТ) преподавателями русского языка в настоящее время не вызывает сомнений. Более того, следует рассматривать проблему  первоочередной  технической оснащенности кабинетов русского языка как важнейшего  условия  успешности обучения в современной российской школе.  Включение русского языка в качестве обязательного предмета для  итоговой аттестации выпускников  указывает на высокую востребованность  в обществе коммуникативно-образованной личности. Воспитать такую личность способен современный учитель русского языка, владеющий новыми педагогическими технологиями  и имеющий в своём распоряжении соответствующие материально-технические средства.    

Применение ИКТ на уроках русского языка позволяет не на словах, а на деле решить целый комплекс задач и добиться достижения многих  целей, а именно:

- повысить учебную мотивацию, активизировать познавательный интерес школьников;

- реализовать требования ФГОС в части  обеспечения деятельностного подхода к обучению на основе вовлечения учащихся в учебный процесс;

- развивать  творческий потенциал, креативность обучающихся;

- эффективно организовать процесс обучения на всех этапах уроков различных типов.

Технологии мультимедиа и интернета позволяют учителю добиваться высоких результатов в обучении русскому языку. Воспроизводимость информационных технологий дает возможность применять их каждому учителю независимо от опыта, места работы, в том числе и в сельской школе.

Компьютерную  поддержку на уроках русского языка обеспечивают следующие  группы  программ:

1. Презентации;

2. Информационно-обучающие;

3. Тестирующие.

Презентация – подача материала в виде слайдов – незаменима при изучении нового материала, обобщении изученного. Преимущества презентации состоят в возможности быстро и наглядно представить большой объём информации. Таблицы, схемы, иллюстрации, рисунки, занимательные задания, изображённые на слайдах, оживляют урок, придают ему динамику и современный формат. Лекции, практикумы, семинары, основанные на мультимедийной презентации,  дают возможность   усваивать сложный языковой материал легко и прочно. Использование звуковых, анимационных эффектов, гиперссылок вызывает неизменный интерес у учащихся, привлекает внимание к работе.         

Информационно-обучающие программы требуют возможности выхода в интернет, работы со специальными комплексами. Презентация или слайд с материалом урока содержат ссылки на электронные справочники, словари, библиотеки ( «Толковый Словарь живого великорусского языка В.И. Даля», «От А до Я. Сборник лучших словарей русского языка мультимедийная энциклопедия «Золотые пословицы и поговорки» и др.), интернет-репетиторы (продукты серии «Уроки Кирилла и Мефодия»,  от фирмы  «1С»: «1С.Репетитор.Русский язык», орфографический тренажёр «Грамотей» и др.).  Названные комплексы представляют собой мультимедийные программы с различными способами подачи материала: текстом, звуком, иллюстрациями, анимацией и т.д.

Тестирующие программы в виде обычных карточек или многоуровневых программ являются доступным как на уроке, так и вне его способом контроля и самоконтроля знаний.

Применение ИКТ делает сложный и длительный процесс  подготовки к ГИА и к ЕГЭ целенаправленным и результативным.

Для развития связной речи очень полезна работа с текстовыми редакторами. Оперативно управляя не только словами, но и сверхфразовыми единствами, ученик учится моделировать собственное высказывание. С увлечением школьники набирают собственные тексты, сопровождают их рисунками, продумывают дизайн слайдов презентаций при подготовке к докладам.

Работая в группе или индивидуально над проектом, обучающиеся  получают готовый продукт в виде газеты, журнала, сборника лингвистических сказок, миниатюр.

Новые возможности дают ИКТ для дифференциации обучения. Работая в индивидуальном режиме, ученик может неоднократно возвращаться к пройденному, выполнять упражнения, получая консультации учителя или более сильного ученика.

Благодаря  информационным технологиям сельскому учителю доступны научные, методические материалы в сети интернет, что способствует повышению его педагогического кругозора, мастерства(портал «Русский язык», издательский дом «Первое сентября», «Грамотей-клуб» и др.).

   Следует подчеркнуть, что информационно-коммуникативные технологии не занижают роль учителя русского языка,  не превращают его в статическую единицу, обслуживающую компьютер. В руках настоящего  учителя они являются  надёжным средством обучения, позволяющим в максимальной степени реализовать своё педагогическое мастерство.

С помощью  программного обеспечения  учитель разрабатывает карточки с заданиями, тесты, алгоритмы решения  лингвистических задач, опорные конспекты, схемы, таблицы, иллюстрации.

Рассмотрим примеры материалов к урокам с компьютерной поддержкой.

Фрагмент  урока по проверке темы

«Сложносочинённое предложение» в 9-ом кл.

1. На основе блок-таблицы «Виды сложных предложений» учащиеся работают  по вопросам и заданиям учителя:

·     Чем сложносочиненные предложения отличаются от других групп предложений – от простых и сложноподчиненных?

·     Перед вами предложения. Сначала выпишите простые предложения с однородными членами, затем – сложноподчиненные. Расставьте знаки препинания и графически объясните их постановку.

а) Пугачёв дал знак и меня тотчас отпустили и оставили.

б) Порой опять гармонией упьюсь над вымыслом слезами обольюсь и, может быть, на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной.

в) Через полчаса мы сидели дома пили чай и рассказывали давно ожидавшим товарищам свои приключения.

г)  Этот разговор продолжался около часа и, по-видимому, произвёл на Андрея Ефимыча глубокое впечатление.

д) Солнце село и тусклые тучи висели над тёмной степью.

е) Старцев всё собирался к Туркиным но в больнице было очень много работы и он никак не мог выбрать свободного времени.

·     Выполните синтаксический разбор указанного предложения.

Самопроверка.

2. Из данных предложений выберите сложносочиненные предложения, запишите, расставляя знаки препинания, и составьте схему. /Предложения проецируются /.

Морозный воздух так обжигал что трудно было дышать. Солнце село и тусклые тучи висели над тёмной степью. Буран крутит швыряет снегом высвистывает и заливается жутким воем.

3.Составьте  с помощью компьютера таблицу: «Группы ССП по значению» /примеры свои/.

Группы по значению

Примеры

 

 

 

Урок взаимоконтроля по теме «Не с существительными» (6 класс)

Цель: повторение, закрепление, практическая отработка знаний, умений. Обучение работе в парах.

При выполнении заданий возможно использование печатных либо электронных версий словарей по желанию учащихся. Не следует перегружать зрение учащихся и важно воспитывать уважение к книге.

              I.     Устная работа в парах: проверка знания орфограммы «Не существительными».

 II. Практическая часть.

Работа по карточкам (2 варианта).

Взаимопроверка. /Консультация учителя по мере необходимости/.

Выставление оценки после проверки соседу.

Вариант 1

1)    Найди в Толковом Словаре живого великорусского языка В.И. Даля значение слов, указанных на доске. Составь предложения с этими словами, обозначь орфограмму «не с существительными».

2)    Выполни карточку 189 на стр.85 (Дидактический материал).

3)    После этого проверь, как справился с работой твой сосед по парте. Помоги ему, если надо.

Вариант 2

1)    Из орфографического словаря выпиши 5-6 слов, где НЕ является частью корня. Обозначь в них орфограмму. Составь одно предложение с любым из этих слов и запиши его.

2)    Выполни задание карточки 188 стр.84 (Дидактический материал).

3)    После этого проверь, как справился с работой твой сосед по парте. Помоги ему, если надо.

III. Рефлексия. Обсуждение итогов работы в парах.

          

Литература

1.  Русский язык.9 класс. Подготовка к ГИА-2011: учебно-методическое пособие/ Под ред. Н.А. Сениной.-Ростов н/Д: Легион,2010.

2.        Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе./ М., Педагогический университет «Первое сентября», 2009.

Яндекс.Метрика