Приветствую Вас, Гость

РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Головина Антонида Олеговна,

МКУ Геологической ООШ п. Вознесенский, Нижнеудинский район

 

Быстрое развитие общества  требует развивающего обучения. Педагогическая деятельность – это тот вид деятельности, на результат которой оказывает влияние характер отношений между ее участниками. Учитель обязан постоянно учиться и совершенствоваться. Успешное решение сложных и ответственных задач обучения младших школьников в решающей степени зависит от реализации учебной задачи,  профессионального мастерства педагога, правильного подбора программы обучения, и, соответственно, сопровождающего учебно-методического комплекта (УМК).

Развитие технических средств телекоммуникаций и связи, массовое появление компьютеров и мультимедийных технологий,  программных приложений, создало объективные предпосылки для совершенствования образовательного процесса. Все более важную и значимую роль играют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в обучении на всех ступенях образования. Порой сложно представить многие предметные области без электронно-информационного сопровождения.

В условиях современной образовательной среды существуют разные модели компьютерного сопровождения учебного процесса, которые используется в обучении. Одними из таковых являются предметные  электронные пособия.

На сегодняшний день разработано множество электронных пособий на совершенно разные темы,  начиная от простых небольших программ, заканчивая сложными и серьезными проектами и комплексами.

Однако, перед педагогом всегда стоит задача в подборе электронного сопровождения, поскольку достаточно сложно найти такое пособие, которое было бы адаптировано для условий индивидуальной образовательной деятельности. Именно по этой причине,  каждый учитель должен овладевать ИКТ компетентностью, учиться проектировать и создавать компьютерное сопровождение к урокам и УМК, развивать и пополнять  своё образовательное поле. Данный вид деятельности особенно характерен для учителей начального звена, что подтверждают следующие факты:

·     в младшем школьном возрасте информация лучше воспринимается визуально, поэтому каждый урок учитель должен  строит с использованием наглядного материала, применять разные виды деятельности, поэтому учителям начальных классов необходима большая подготовка к урокам;

·     ребята начального звена очень любознательны, с интересом относятся к новизне;

·     часто учитель сталкивается с трудностями в организации индивидуальной и самостоятельной работы на уроке, которую в полной мере может восполнить компьютерная программа;

·     низкая мотивация к выполнению определенных видов заданий по отдельным предметам;

·     во многих школах недостаточно средств наглядности по предметам;

·     младшие школьники, в отличие от ребят старшего звена, еще не могут в полной мере пользоваться информационным пространством, владеть ИКТ;

·     рыночное предложение электронных сопровождений к урокам очень велико, однако не всегда качественно, а многие хорошие пособия имеют неприемлемую стоимость.

Исходя из всего вышеизложенного, возникает необходимость создания электронных пособий к разным предметным областям, которые бы выполняли одновременно несколько методических задач: наглядность, доступность, научность, удобство в использовании, а также могли:

·     стать  дополнительным дидактическим и наглядным  сопровождением к урокам;

·     использоваться как вспомогательный комплекс для самостоятельной работы дома;

·     являться пособиями для индивидуальной работы с одаренными детьми.

Для разработки и внедрения авторского электронного сопровождения учитель должен в первую очередь самоорганизоваться и настроить себя на работу. Решить главные вопросы: «Что я буду делать и как я буду это применять? Какие задачи я смогу решить, внедрив свою электронную разработку в образовательный процесс?»

Создание любого компьютерного приложения базируется на тщательно продуманном плане разработки.

1 этап: техническое предложение.

Техническое предложение, сделанное на основе учебных потребностей и целей обучения – на этом этапе подвергается анализу ситуация с использованием электронного пособия в изучении курса.  В связи со спецификой работы педагога начальных классов школы и особой подготовкой, учитель изначально выбирает необходимую предметную область, над которой ему предстоит работать, проектируя приложение. Создает мысленную модель разработки, с учетом реализуемых задач.

2 этап: планирование разработки.

п\п

Вид деятельности

Сроки

1

Сбор банка материалов к электронному приложению (ЭП) (наглядность, задания и т.д)

 

2

Разработка структуры ЭП (создание схемы)

 

 

Подбор программного инструментария *.

При выборе программной оболочки электронного приложения, необходимо учитывать категорию пользователей данной разработки.

Исходя из возрастных особенной обучающихся начальных классов, также нужно обратить внимание на интерактивность, простоту навигации, мультимедийность проекта.

*Для начинающего «программиста» может вполне подойти офисная программа MS Office Power Point, имеющая возможность работать в режиме гиперссылок,  инструкцию по работе с которой легко найти в школьных учебниках по информатике, либо в сети Интернет.

 

3

Сборка ЭП, оформление интерфейса.

 

4

Апробация ЭП на блоке уроков.

 

5

Выявление недостатков. Коррекция.

 

6

Внедрение ЭП в образовательный процесс

 

7

Проведение анализа работы ЭП в предметной области.

 

 

3 этап: разработка содержания курса.

На этом этапе проводится анализ учебного плана предметной области и состава слушателей, происходит определение стратегии курса, разрабатывается сценарий и интерактивное взаимодействие программы с пользователями.

Необходимо определить четкое содержание приложения, в соответствии с требованиями к электронным разработкам.

4       этап: описание курса.

Информационные фрагменты: текстовые, анимационные, звуковые и видео.

Электронное пособие  можно разбить на несколько законченных взаимосвязанных фрагментов, каждый из которых будет обладать определенной функцией и визуально представлять отдельный модуль. В дальнейшем можно называть их блоками.

5       этап: реализация проекта.

На этом этапе происходит выбор инструментального средства, которое позволит учителю, владея элементарными навыками создать собственный электронный продукт.

6       этап: апробирование и тестирование.

На этом этапе начинается испытание разработанного приложения, проводится серия тестов с целью выявить ошибки программирования. После ряда проверок на аппаратную совместимость педагог может сделать выводы по работе приложения. И так повторяется несколько раз, пока не получится окончательная версия продукта, лишенная, в большей или меньшей степени, недочетов и ошибок.

7       этап: эксплуатация и внедрение.

На этом этапе происходит внедрение полностью законченной компьютерной системы обучения в образовательный процесс. Разрабатывается план занятий с использованием этой системы и начинается ее эксплуатация.

  Полезным и целесообразным может быть применение электронного пособия для самостоятельного закрепления  обучающимися отдельных тем предмета,  для работы более сильных учеников с дополнительным материалом, для кружковой работы и дополнительной работы по предмету, для решения вопроса наглядного сопровождения предмета,  а также для родителей при оказании помощи в подготовке домашних заданий обучающимся.

Актуальность работы связана с прямым внедрением компьютерных технологий в образовательный процесс, что оказывает эффективное действие на мотивацию младших  школьников, их качество знаний и успешность в дальнейшем обучении. Используя информационно-коммуникационные технологии на уроках в начальном звене, обучающиеся не только с интересом  осваивают предмет, но и приобретают навыки работы с персональным компьютером, что является необходимой составляющей в современной образовательной среде.

Подойдя серьезно и осознанно к реализации проекта «Электронное пособие», учитель, в ходе разработки  решает  следующие задачи:

1)  проводит анализ педагогической деятельности в предметной области с применением компьютерных технологий;

2)  изучает и подбирает материал,  на основании которого  разрабатывается пособие;

3)  изучает и анализирует литературу  по созданию электронных продуктов;

4)  подбирает и изучает и инструментарий к разработке электронного пособия.

Тем самым, педагог автоматически накапливает и обновляет содержание преподаваемого предмета, визуализирует учебный курс,   повышает степень своей методической грамотности, улучшает ИКТ компетентность, самосовершенствуется и самообразовывается, без чего в современной системе  образования просто невозможно существовать.
Яндекс.Метрика