РАЗРАБОТКА
ЭЛЕКТРОННЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ
В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ
Головина
Антонида Олеговна,
МКУ
Геологической ООШ п. Вознесенский, Нижнеудинский район
Быстрое развитие общества требует развивающего обучения. Педагогическая
деятельность – это тот вид деятельности, на результат которой оказывает влияние
характер отношений между ее участниками. Учитель обязан постоянно учиться и
совершенствоваться. Успешное решение сложных и ответственных задач обучения
младших школьников в решающей степени зависит от реализации учебной
задачи, профессионального мастерства
педагога, правильного подбора программы обучения, и, соответственно,
сопровождающего учебно-методического комплекта (УМК).
Развитие технических
средств телекоммуникаций и связи, массовое появление компьютеров и
мультимедийных технологий, программных
приложений, создало объективные предпосылки для совершенствования
образовательного процесса. Все более важную и значимую роль играют
информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в обучении на всех ступенях
образования. Порой сложно представить многие предметные области без
электронно-информационного сопровождения.
В условиях современной
образовательной среды существуют разные модели компьютерного сопровождения учебного
процесса, которые используется в обучении. Одними из таковых являются
предметные электронные пособия.
На сегодняшний день разработано
множество электронных пособий на совершенно разные темы, начиная от простых небольших программ,
заканчивая сложными и серьезными проектами и комплексами.
Однако, перед педагогом
всегда стоит задача в подборе электронного сопровождения, поскольку достаточно
сложно найти такое пособие, которое было бы адаптировано для условий
индивидуальной образовательной деятельности. Именно по этой причине, каждый учитель должен овладевать ИКТ компетентностью,
учиться проектировать и создавать компьютерное сопровождение к урокам и УМК,
развивать и пополнять своё
образовательное поле. Данный вид деятельности особенно характерен для учителей
начального звена, что подтверждают следующие факты:
· в младшем школьном возрасте информация лучше воспринимается визуально,
поэтому каждый урок учитель должен строит с использованием наглядного материала,
применять разные виды деятельности, поэтому учителям начальных
классов необходима большая подготовка к урокам;
·
ребята начального звена
очень любознательны, с интересом относятся к новизне;
·
часто учитель сталкивается с трудностями
в организации индивидуальной и самостоятельной работы на уроке, которую в
полной мере может восполнить компьютерная программа;
· низкая
мотивация к выполнению определенных видов заданий по отдельным предметам;
· во
многих школах недостаточно средств наглядности по предметам;
· младшие школьники, в отличие от ребят старшего звена, еще не могут
в полной мере пользоваться информационным пространством, владеть ИКТ;
· рыночное
предложение электронных сопровождений к урокам очень велико, однако не всегда
качественно, а многие хорошие пособия имеют неприемлемую стоимость.
Исходя из всего вышеизложенного,
возникает необходимость создания электронных пособий к разным предметным
областям, которые бы выполняли одновременно несколько методических задач:
наглядность, доступность, научность, удобство в использовании, а также могли:
· стать
дополнительным дидактическим и наглядным сопровождением к урокам;
· использоваться как вспомогательный
комплекс для самостоятельной работы дома;
· являться пособиями для индивидуальной
работы с одаренными детьми.
Для разработки и внедрения авторского электронного сопровождения учитель
должен в первую очередь самоорганизоваться и настроить себя на работу. Решить
главные вопросы: «Что я буду делать и как я буду это применять? Какие задачи я
смогу решить, внедрив свою электронную разработку в образовательный процесс?»
Создание любого
компьютерного приложения базируется на тщательно продуманном плане разработки.
1 этап: техническое
предложение.
Техническое
предложение, сделанное на основе учебных потребностей и целей обучения – на
этом этапе подвергается анализу ситуация с использованием электронного пособия
в изучении курса. В связи со спецификой
работы педагога начальных классов школы и особой подготовкой, учитель
изначально выбирает необходимую предметную область, над которой ему предстоит
работать, проектируя приложение. Создает мысленную модель разработки, с учетом
реализуемых задач.
2 этап: планирование разработки.
№ п\п |
Вид
деятельности |
Сроки |
1 |
Сбор
банка материалов к электронному приложению (ЭП) (наглядность, задания и т.д) |
|
2 |
Разработка
структуры ЭП (создание схемы) |
|
|
Подбор
программного инструментария *. При выборе программной оболочки электронного
приложения, необходимо учитывать категорию пользователей данной разработки. Исходя из возрастных особенной
обучающихся начальных классов, также нужно обратить внимание на
интерактивность, простоту навигации, мультимедийность проекта. *Для
начинающего «программиста» может вполне подойти офисная программа MS Office Power Point, имеющая возможность работать в
режиме гиперссылок, инструкцию по
работе с которой легко найти в школьных учебниках по информатике, либо в сети
Интернет. |
|
3 |
Сборка
ЭП, оформление интерфейса. |
|
4 |
Апробация
ЭП на блоке уроков. |
|
5 |
Выявление
недостатков. Коррекция. |
|
6 |
Внедрение
ЭП в образовательный процесс |
|
7 |
Проведение
анализа работы ЭП в предметной области. |
|
3 этап: разработка содержания курса.
На
этом этапе проводится анализ учебного плана предметной области и состава
слушателей, происходит определение стратегии курса, разрабатывается сценарий и
интерактивное взаимодействие программы с пользователями.
Необходимо
определить четкое содержание приложения, в соответствии с требованиями к
электронным разработкам.
4
этап: описание курса.
Информационные фрагменты:
текстовые, анимационные, звуковые и видео.
Электронное пособие можно разбить на несколько законченных взаимосвязанных
фрагментов, каждый из которых будет обладать определенной функцией и визуально
представлять отдельный модуль. В дальнейшем можно называть их блоками.
5
этап: реализация проекта.
На этом этапе
происходит выбор инструментального средства, которое позволит учителю, владея
элементарными навыками создать собственный электронный продукт.
6 этап:
апробирование и тестирование.
На этом этапе
начинается испытание разработанного приложения, проводится серия тестов с целью
выявить ошибки программирования. После ряда проверок на аппаратную
совместимость педагог может сделать выводы по работе приложения. И так
повторяется несколько раз, пока не получится окончательная версия продукта,
лишенная, в большей или меньшей степени, недочетов и ошибок.
7 этап:
эксплуатация и внедрение.
На этом этапе
происходит внедрение полностью законченной компьютерной системы обучения в
образовательный процесс. Разрабатывается план занятий с использованием этой
системы и начинается ее эксплуатация.
Полезным и целесообразным может быть применение
электронного пособия для самостоятельного закрепления обучающимися отдельных тем предмета, для работы более сильных учеников с
дополнительным материалом, для кружковой работы и дополнительной работы по предмету,
для решения вопроса наглядного сопровождения предмета, а также для родителей при оказании помощи в
подготовке домашних заданий обучающимся.
Актуальность
работы связана с прямым внедрением компьютерных технологий в образовательный
процесс, что оказывает эффективное действие на мотивацию младших школьников, их качество знаний и успешность в
дальнейшем обучении. Используя информационно-коммуникационные технологии на
уроках в начальном звене, обучающиеся не только с интересом осваивают предмет, но и приобретают навыки
работы с персональным компьютером, что является необходимой составляющей в
современной образовательной среде.
Подойдя
серьезно и осознанно к реализации проекта «Электронное пособие», учитель, в ходе
разработки решает следующие задачи:
1) проводит
анализ педагогической деятельности в предметной области с применением
компьютерных технологий;
2) изучает
и подбирает материал, на основании
которого разрабатывается пособие;
3) изучает
и анализирует литературу по созданию
электронных продуктов;
4) подбирает
и изучает и инструментарий к разработке электронного пособия.