Приветствую Вас, Гость

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ И ИНФОРМАТИКЕ

 

Герман С.Р., Внуков В.Н., Бронникова В.В., Внукова Г.А.

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №19" , г. Ангарск

 

Современный заказ общества на образовательные услуги претерпевает множество изменений. Одним из таких изменений является требование к реализации компетентностного подхода в процессе обучения – т.е. от педагогов требуется научить детей тем знаниям, обучить тем умениям и развить те навыки, которыми современный ученик сможет воспользоваться в своей дальнейшей жизни.

Приходится выбирать такие задачи, которые позволяют учащимся подойти к её решению с разных сторон, указать несколько её решений. Ставить школьников в такие условия, чтобы они умели проводить исследование (ставить вопрос о существовании решения, о числе решений, об особых случаях, какие могут представиться) при рассмотрении каждой задачи, особенно такой, которая ставится в общем виде. Например, при решении задачи №643 из учебника Л.С. Атанасяна и др.: Прямые АВ и АС касаются окружности с центром О в точках В и С. Найдите ВС, если угол ОАВ=30, АВ=5 см.

Например, при реализации информационной компетенции, главной компетентностной задачей урока будет не изучение цилиндра, а становление умений работы с информационными ресурсами. Можно начинать с доклада, реферата, затем взять «интервью» у младших школьников, использовать ресурсы Интернет. Или: в профильном биолого-географическом классе можно сформулировать тему доклада следующим образом: «конус в моих профильных предметах». Или: можно устроить конкурс сказок – современности  в 10-11 классах по теме «Параллельные прямые в пространстве». Здесь важен индивидуальный подход к каждому ученику, его возможностям и способностям. Самая благодатная тема «Симметрия». Для начала даётся домашнее задание: изобразить фигуры, имеющие ось симметрии (как угодно). Затем в классе – построить орнаменты, имеющие ось симметрии. На уроке ученики видят практическое применение симметрии в прикладном искусстве.

Использование  на уроке групповой формы обучения позволяет  одновременно решать три основных задачи по формированию ключевых компетентностей учащихся:

·          учебно-познавательную,  которая связана с непосредственной учебной ситуацией;

·        коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;

·        социально-ориентационную,  воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.     

При изучении новой темы  материал  излагается в форме лекции всему классу, по возможности крупными блоками, что позволяет  высвободить время для практических занятий. На этом этапе происходит формирование умений обучающихся на уровне обязательных результатов.  Контроль за уровнем достижения обязательных результатов  проводится в форме самостоятельной работы или теста.  Дальнейшее изучение темы осуществляется в группах и становится дифференцированным по содержанию, методам и формам работы.

Особое внимание уделяется  формированию групп. Оно может быть организовано учителем или по желанию учащихся.  При организованном распределении группы формируются следующим образом:

·        1группа – учащиеся с высоким темпом овладения учебным материалом;

·        2 группа – учащиеся со средним темпом овладения учебным материалом;

·        3 группа учащиеся с  низким темпом овладения учебным материалом.

Возможно формирование групп по выбору  обучающихся:

·     в начале урока называю командиров групп и численный состав каждой группы, командир набирает группу по своему усмотрению.

·     на столах стоят карточки с литерами «А», «Б», «С». Учащимся сообщается  уровень сложности заданий на каждом столе. Каждый  ребенок самостоятельно выбирает задание по силам, и соответственно группу, в которой он будет работать.

Учитель  во время урока контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, в случае необходимости оказывает  помощь отдельным учащимся или группе  в целом. В конце урока предусмотрен отчет  группы  о выполнении своего задания, самоконтроль или проверочная работа, аналогичная заданиям, которые выполнялись в группах.

Таким образом, ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения. Главной задачей в содержании обучения математике становится формирование системы конкретных предметных задач, обеспечивающих решение каждой практической задачи.

При обучении курсу математического анализа, реализуемого в рамках компетентностного подхода к обучению, естественным образом должен осуществляться процесс интеграции знаний из различных предметных областей: математики, физики, химии и т.д.

Как отмечает Гетманская А.А., введение компетентностного подхода в учебный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы педагога.

Яндекс.Метрика