Приветствую Вас, Гость

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

 

Фокина А.Т.,

ОГБОУ НПО «Профессиональный лицей №28», г. Братск

 

Самое прекрасное зрелище на свете - вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь.

Конфуций

 

С сентября 2011 года образовательное учреждение перешло на новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт третьего поколения. 

Изменились рабочие программы по математике. В программу добавлены три объемных темы: «Комбинаторика», «Координаты и векторы», «Элементы теории вероятностей».

Говоря об использовании  ИКТ-технологий в образовательном процессе, прежде всего, подразумевают непосредственное применение компьютера и мультимедийных проекторов во время учебных занятий. Здесь необходимо рассмотреть преимущества и недостатки такого применения.

В этом вопросе можно затронуть и психолого-педагогические аспекты использования ИКТ в образовании.

Восприятие – это способность человека обнаруживать и интерпретировать сенсорные стимулы (слуховые, зрительные). Чем больше у обучающегося возможностей получать зрительную, слуховую, текстовую информацию, а также повторно обращаться к ней, тем больше информации он отберет для дальнейшей обработки. Интерактивность и мультимедийность обучающих программ помогают увеличить объем восприятия информации. Например, в интерактивной обучающей программе можно вызвать по желанию пользователя требуемую главу, повторить изучение пройденной и т.д.

На своих уроках я использую учебные фильмы, которые служат обучающимся источником информации, воздействующим на все органы чувств. Один из таких фильмов  «Симметрия  в природе» я использую при изучении темы правильные многогранники, тем самым развивая у обучающихся пространственное мышление, знания о том, что математические объекты окружают людей. Мною разработаны презентации по различным темам, в случае пропусков занятий обучающиеся могут самостоятельно изучить материал, выполнить задания, пользуясь данными разработками.  

Распознавание образов. Задача обучающегося в процессе обучения – распознать представленную информацию и усвоить ее. Компьютер представляет все возможности для воспроизведения документов, содержащих звук, графику, видео и текст. При этом различные стимулы влияют на определенные чувственные рецепторы. Происходит суммирование информации, быстрее формируется понятие о ней. При рассмотрении темы: «Тела вращения» говорим о том, что конус и цилиндр образованы путем вращения прямоугольного треугольника и прямоугольника соответственно вокруг своей оси. Этот процесс я показываю на экране компьютера в презентации.

Внимание – сосредоточение умственных усилий на сенсорных или мысленных событиях. Любой процесс обучения    содержит в себе больше информации, чем могут усвоить обучающиеся. Чтобы справиться с большим потоком информации, обучающиеся должны направлять внимание только на некоторые признаки. Выделяют несколько факторов, влияющих на внимание: сознание, пропускная способность глаза человека, управление вниманием, уровень возбуждения и интерес. Смена слайдов презентации, выделение наиболее важной информации на слайде гарантируют устойчивость внимания.

Сознание – специфически человеческий уровень и способ организации психики, содержание которого составляют чувственные и интеллектуальные образы предметов и мотивационно-эмоциональное отношение к ним.

У человека могут работать два типа сознания: один – для речевого знания и обработки информации в левом полушарии, другой – для пространственных функций в правом полушарии. Интеллектуальные различия между людьми объясняются неодинаковым развитием двух полушарий. Одни люди проявляют необычные вербальные способности, а другие лучше справляются с механическими и пространственными законами.  Соединение различных стимулов (текстовых, звуковых, графических) в одном обучающем проекте и возможность быстрого и легкого получения необходимой информации – все это должно способствовать эффективности обучения.

При изучении темы «Двугранный угол» вместе с презентацией я использую модель двугранного угла,  задания в программе MyTest (ПО свободного доступа). 

Возбуждение и интерес – оказывают значительное влияние на внимание, так как поддерживают в активном состоянии способность обучаемых к восприятию сенсорных сигналов. У обучающихся работа за компьютером и сам компьютер вызывают повышенный интерес.

На занятиях по построению сечений, углов между прямой и плоскостью, двугранных углов обучающиеся выполняют задания на компьютере, комментируя их. С помощь мультимедийного проектора остальные обучающиеся наблюдают за процессом решения задачи, а затем самостоятельно выполняют свои задания.

Каковы же преимущества использования ИКТ в учебном процессе, а именно во время занятий математикой?

Во все времена одним из наиболее важных принципов преподавания являлся и  является принцип наглядности. Компьютеру здесь нет равных. И в этом, учитывая психолого-педагогические аспекты применения ИКТ-технологий, сомневаться не стоит.

При преподавании раздела «Стереометрия» для первого курса создан банк презентаций по темам:

«Аксиомы стереометрии и следствия из них»;

«Взаимное расположение прямых в пространстве»;

«Параллельность прямой и плоскости. Параллельность плоскостей»;

«Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикулярность плоскостей»;

«Перпендикуляр и наклонная»;

«Угол между прямой и плоскостью»;

«Двугранные углы».

Также существует великое множество различных тестирующих программ, которые позволяют создавать тестовые задания. Среди свободного программного обеспечения, прежде всего, хотелось бы отметить MyTest, разработанную Башлаковым А.С. и выразить автору свою признательность.

Говоря о преимуществах применения ИКТ в образовательном процессе, следует упомянуть и о недостатках. Это, прежде всего:

1)     вредное воздействие на организм;

2)     преимущественное воздействие на зрительный канал при поступлении информации, что приводит к потере зрения;

3)     при обучении с помощью компьютера учащиеся могут потерять практические навыки общения друг с другом;

4)     большинство компьютерных программ, разработанных и применяемых в обучении несовершенны.

Поэтому, не смотря на внедрение ИКТ-технологий в преподавание не следует забывать и о других педагогических технологиях. Так, наряду с презентацией по стереометрии у меня всегда под рукой модели геометрических тел, двугранных углов и т.д. На таких занятиях обучающиеся видят на только красочную иллюстрацию, а так же могут изготовить модели своими руками.

  Для стимулирования познавательного интереса обучающихся и развития пространственного воображения в моей методической коллекции есть такие видеофильмы, как «Рисунки 3D на асфальте», «Зрительные иллюзии», «Необычные дома», «Геометрия в природе». Все эти фильмы находятся в свободном доступе на ресурсе http://www.youtube.com/ и каждый желающий может скачать их для дальнейшего использования.

Яндекс.Метрика