ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Фокина А.Т.,
ОГБОУ
НПО «Профессиональный лицей №28», г. Братск
Самое
прекрасное зрелище на свете - вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге
после того, как вы показали ему путь.
Конфуций
С
сентября 2011 года образовательное учреждение перешло на новый Федеральный
Государственный Образовательный Стандарт третьего поколения.
Изменились
рабочие программы по математике. В программу добавлены три объемных темы:
«Комбинаторика», «Координаты и векторы», «Элементы теории вероятностей».
Говоря
об использовании ИКТ-технологий в образовательном
процессе, прежде всего, подразумевают непосредственное применение компьютера и
мультимедийных проекторов во время учебных занятий. Здесь необходимо рассмотреть
преимущества и недостатки такого применения.
В
этом вопросе можно затронуть и психолого-педагогические аспекты использования
ИКТ в образовании.
Восприятие
– это способность человека обнаруживать и интерпретировать сенсорные стимулы
(слуховые, зрительные). Чем больше у обучающегося возможностей получать
зрительную, слуховую, текстовую информацию, а также повторно обращаться к ней,
тем больше информации он отберет для дальнейшей обработки. Интерактивность и
мультимедийность обучающих программ помогают увеличить объем восприятия
информации. Например, в интерактивной обучающей программе можно вызвать по
желанию пользователя требуемую главу, повторить изучение пройденной и т.д.
На своих уроках я использую учебные фильмы, которые
служат обучающимся источником информации, воздействующим на все органы чувств.
Один из таких фильмов «Симметрия в природе» я использую при изучении темы
правильные многогранники, тем самым развивая у обучающихся пространственное
мышление, знания о том, что математические объекты окружают людей. Мною
разработаны презентации по различным темам, в случае пропусков занятий
обучающиеся могут самостоятельно изучить материал, выполнить задания, пользуясь
данными разработками.
Распознавание
образов. Задача обучающегося в процессе обучения – распознать
представленную информацию и усвоить ее. Компьютер представляет все возможности
для воспроизведения документов, содержащих звук, графику, видео и текст. При
этом различные стимулы влияют на определенные чувственные рецепторы. Происходит
суммирование информации, быстрее формируется понятие о ней. При рассмотрении
темы: «Тела вращения» говорим о том, что конус и цилиндр образованы путем
вращения прямоугольного треугольника и прямоугольника соответственно вокруг
своей оси. Этот процесс я показываю на экране компьютера в презентации.
Внимание
– сосредоточение умственных усилий на сенсорных или мысленных событиях. Любой
процесс обучения содержит в себе
больше информации, чем могут усвоить обучающиеся. Чтобы справиться с большим
потоком информации, обучающиеся должны направлять внимание только на некоторые
признаки. Выделяют несколько факторов, влияющих на внимание: сознание,
пропускная способность глаза человека, управление вниманием, уровень возбуждения
и интерес. Смена слайдов презентации, выделение наиболее важной информации на
слайде гарантируют устойчивость внимания.
Сознание – специфически человеческий
уровень и способ организации психики, содержание которого составляют
чувственные и интеллектуальные образы предметов и мотивационно-эмоциональное
отношение к ним.
У человека
могут работать два типа сознания: один – для речевого знания и обработки
информации в левом полушарии, другой – для пространственных функций в правом
полушарии. Интеллектуальные различия между людьми объясняются неодинаковым
развитием двух полушарий. Одни люди проявляют необычные вербальные способности,
а другие лучше справляются с механическими и пространственными законами. Соединение различных стимулов (текстовых,
звуковых, графических) в одном обучающем проекте и возможность быстрого и
легкого получения необходимой информации – все это должно способствовать
эффективности обучения.
При
изучении темы «Двугранный угол» вместе с презентацией я использую модель двугранного угла, задания в программе MyTest (ПО свободного доступа).
Возбуждение и интерес –
оказывают значительное влияние на внимание, так как поддерживают в активном
состоянии способность обучаемых к восприятию сенсорных сигналов. У обучающихся
работа за компьютером и сам компьютер вызывают повышенный интерес.
На занятиях
по построению сечений, углов между прямой и плоскостью, двугранных углов
обучающиеся выполняют задания на компьютере, комментируя их. С помощь
мультимедийного проектора остальные обучающиеся наблюдают за процессом решения
задачи, а затем самостоятельно
выполняют свои задания.
Каковы
же преимущества использования ИКТ в учебном процессе, а именно во время занятий
математикой?
Во
все времена одним из наиболее важных принципов преподавания являлся и является принцип наглядности. Компьютеру
здесь нет равных. И в этом, учитывая психолого-педагогические аспекты
применения ИКТ-технологий, сомневаться не стоит.
При
преподавании раздела «Стереометрия» для первого курса создан банк презентаций
по темам:
«Аксиомы стереометрии и
следствия из них»;
«Взаимное расположение
прямых в пространстве»;
«Параллельность прямой
и плоскости. Параллельность плоскостей»;
«Перпендикулярность
прямой и плоскости. Перпендикулярность плоскостей»;
«Перпендикуляр и
наклонная»;
«Угол между прямой и
плоскостью»;
«Двугранные углы».
Также
существует великое множество различных тестирующих программ, которые позволяют
создавать тестовые задания. Среди свободного программного обеспечения, прежде
всего, хотелось бы отметить MyTest,
разработанную Башлаковым А.С. и выразить автору свою признательность.
Говоря
о преимуществах применения ИКТ в образовательном процессе, следует упомянуть и
о недостатках. Это, прежде всего:
1) вредное воздействие на
организм;
2) преимущественное воздействие
на зрительный канал при поступлении информации, что приводит к потере зрения;
3) при обучении с помощью
компьютера учащиеся могут потерять практические навыки общения друг с другом;
4) большинство компьютерных
программ, разработанных и применяемых в обучении несовершенны.
Поэтому, не смотря на
внедрение ИКТ-технологий в преподавание не следует забывать и о других педагогических технологиях. Так, наряду с презентацией по стереометрии у меня всегда под рукой модели
геометрических тел, двугранных углов и т.д. На таких занятиях обучающиеся видят
на только красочную иллюстрацию, а так же могут изготовить модели своими
руками.
Для
стимулирования познавательного интереса обучающихся и развития
пространственного воображения в моей методической коллекции есть такие
видеофильмы, как «Рисунки 3D
на асфальте», «Зрительные иллюзии», «Необычные дома», «Геометрия в природе».
Все эти фильмы находятся в свободном доступе на ресурсе http://www.youtube.com/
и каждый желающий может скачать их для дальнейшего использования.