Приветствую Вас, Гость

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 

Федорова Светлана Анатольевна,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №63», г. Иркутск

 

В своей педагогической практике я столкнулась с проблемой низкой мотивации учебной деятельности своих учеников. Причем, именно внутренней мотивацией, познавательной, наиболее благоприятной для развития личности ученика. С каждым годом все больше учащихся уже в начальной школе не хотят учиться. У них пропадает интерес к получению новых знаний, отсюда происходит спад познавательной активности. Ребенка не устраивает сам процесс обучения, ему скучно, неинтересно. И внешние  мотивы обучения становятся доминирующими. Ребенок учится, чтобы избежать плохой отметки, наказания. И соответственно учится он с постоянным напряжением, учение его лишено радости и удовлетворения.

Как сделать, чтобы учение приносило удовольствие от полученных знаний, чтобы каждый день, проведенный в школе, стал открытием чего-то нового, неизвестного, необходимого именно сейчас, а не годы спустя.

Как добиться того, чтобы полученные в школе знания помогали детям адаптироваться к постоянным переменам? Как научить их справляться с проблемами, возникающими в реальной жизни?

При традиционном обучении учащиеся способны в основном только к воспроизведению полученных знаний, но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, они не могут применить их, так как в школе они не участвуют в деятельности, которая показывала бы применение полученных знаний на практике.

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка.

В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационно-коммуникативной технологии, становится важной составляющей его профессионализма. В своей педагогической деятельности я выделяю одно из направлений это использования ИКТ в образовательном процессе.

Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер. Учитель, использующий в своей работе ИКТ, перестаёт быть для ученика единственным источником информации, а становится партнёром ребёнка в процессе обучения.

В начальной школе происходит смена ведущей игровой деятельности ребёнка  на учебную. Такая перемена нелегко переносится многими обучающимися. Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет совместить игровую и учебную деятельности. Этим обеспечивается плавная смена деятельностей, обучение становится интересным.

Работая в инновационном режиме, учитель отказывается от авторитарного стиля преподавания. Он использует новые подходы, помогает обучающимся самостоятельно находить решения возникающих проблем, руководит процессом самопознания, направляет обучающихся. Ребёнок становится равноправным участником образовательного процесса.

Цель использования ИКТ: повышение качества обучения.

Задачи использования ИКТ  на уроках в начальной школе:

•    повысить эффективность образовательного процесса;

•    осуществить дифференцированный подход к обучающимся с разным уровнем готовности к обучению;

•    развивать наглядно-образное мышление;

•    повысить мотивацию к учению;

•    мониторинг достижений обучающихся.

Прогноз результатов

Использование ИКТ позволит:

•    сделать обучение более эффективным;

•    способствовать индивидуализации обучения;

•    повысить мотивацию обучения;

•    активизировать познавательную деятельность обучающихся;

•    педагогу построить индивидуальные образовательные траектории обучающихся;

•    обеспечить оперативность и объективность контроля;

•    повысить интерес к изучаемому предмету;

•    способствовать развитию у учащихся продуктивных функций и психических процессов.

Критерии успешности инновационной деятельности:

•    дифференцированное обучение;

•    индивидуальный подход при оценивании достижений обучающихся;

•    создание обратных связей «учитель – ученик»;

•    создание проблемных ситуаций;

•    комфортное  самочувствие всех участников образовательного процесса.

Условия реализации:

•    наличие компьютера, видеокамеры, мультимедийного проектора, интерактивной доски - в школе; компьютера - в домашних условиях и владение ими;

•    разработка учебных планов, программ, методических пособий;

•    обеспечение теоретическим и иллюстративным материалом по предмету;

•    умение пользоваться Интернет ресурсами.

При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы. Мультимедийные технологии могут быть использованы:

1. Для объявления темы

Тема урока может быть представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.

2. Как сопровождение объяснения учителя

На экране могут также появляться определения, схемы, таблицы.

3. Как информационно-обучающее пособие

В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку. При организации самостоятельной работы на уроке важно предусмотреть наличие дополнительного материала для учащихся, которые успешно справляются с обязательным уровнем обучения.

4. Для контроля знаний

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов. Или тест с выбором ответа на компьютере.

Применение ИКТ

Учебная деятельность: создание презентаций к урокам, создание тестов, использование обучающих программ, работа с ресурсами интернет, разработка и использование мультимедийных уроков.

Внеурочная деятельность: Создание презентаций к внеклассным мероприятиям, родительским собраниям, музыкальное сопровождение мероприятий, создание презентаций учащихся, создание грамот и дипломов.

Мультимедийные технологии позволяют учителю:

•    наглядно представлять материал;

•    интенсифицировать процесс объяснения нового материала;

•    регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;

•    повышать познавательную активность обучающихся.

Мультимедийные технологии позволяют ученику:

•    наглядно представить учебный материал;

•    сделать урок более интересным.

Уроки с применением информационно-коммуникационных технологий должны строиться грамотно, с соблюдением санитарно-гигиенических требований. Для снятия зрительного напряжения проводятся упражнения для глаз.

Так на уроках «Окружающий мир» я применяю исследовательский проект. Он предполагает следующие этапы:

•    постановка задачи, осознание и формулирование цели проекта,

•    обсуждение проекта и процесса,

•    создание групп и распределение обязанностей,

•    выполнение проекта,

•    представление результатов работы.

Ученик или группа выполняют задание, которое является осмысленным, интересным и важным лично для него или для группы, и при этом:

•    осваивают модели учебной деятельности,

•    приобретают конкретные технические навыки в использовании ИКТ, получают представления о широком спектре технических решений (оборудования и информационных ресурсов),

•    получают наиболее существенные базовые знания из области информационных технологий,

•    развивают навыки общения.

На уроке предмета «Окружающий мир»  по теме «Озёра и реки» использую проект «Путешествие по озеру Байкал», который выполнили учащиеся класса. Перед  ними стояла цель – выявить, в чём неповторимость озера Байкал. До начала изучения темы учащиеся получили задание:

Ответить на проблемные вопросы:

•    Где находится озеро Байкал?

•    Его размеры?

•    Какая вода?

•    Реки данного озера?

•    Его глубина?

•    Как образовалось озеро Байкал?

•    Какие ветры дуют  на  Байкале?

•    В чём неповторимость растительного и животного мира озера Байкал?

•    Как люди используют и охраняют озеро Байкал?

Во время проведения проекта прошла конференция, на которой были представлены рисунки, сочинения, книжки-малышки и презентации.

На протяжении всей работы над проектом деятельность учащихся была направлена на расширение и углубление знаний о нашем крае. Большое внимание отводилось умению вычленять главное, работать с дополнительной литературой, в том числе, с образовательными проектами  сети Интернет. 

Уроки и внеклассные мероприятия с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение и воспитание, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала.

Внеклассное мероприятие «Как хорошо, что есть семья, которая от бед хранит меня» привлекло не только ребят, но и их родителей. Ученики и родители готовили презентации о своих семьях. Было душевно и трогательно.

Проектная деятельность наиболее полно отвечает групповой или индивидуальной творческой работе, результатом которой является то, что можно использовать в школьной жизни или в учебной деятельности. В ходе учебной деятельности каждый учащийся формирует своё личное информационное пространство. Типичный урок при работе в проектном стиле можно охарактеризовать как творческий исследовательский урок, включающий сочетание индивидуальной и групповой работы.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Наиболее эффективно в рамках проектной деятельности можно применить мультимедиа презентацию в начальной школе. Для проведения выступления с использованием мультимедиа презентации компьютер выступает в роли наглядного пособия. Презентация демонстрируется на большом экране в сопровождении автора. Повышается эффективность учебного процесса. Восприятие учащихся активизируется за счёт использования зрения и слуха.

Так в четвёртом  классе  на уроке «Окружающий мир» по теме «Наше питание» я использую презентацию «Путешествие бутерброда», которую составил ученик.

Ученик поставил перед собой вопросы:

•    С чего начинается путешествие бутерброда?

•    Кто помогает бутерброду?

•    Сколько учеников нашего класса завтракают в школе?

•    Как питаться, чтобы быть здоровым?

В результате работы ученики пришли к выводу, что эта тема особенно актуальна в современных условиях, т.к. в среднем каждый российский ребёнок имеет несколько хронических заболеваний и надо с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье.

Уроки с использованием ИКТ – это области знаний, которые идут вперёд стремительными шагами и, чтобы угнаться за ними, необходимо всё время учиться. Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребёнка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определённую образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ. Если это 1 класс, то презентация должна соответствовать уровню первоклассников, а если 4 класс – четвероклассников.

Так в 1 классе  на уроках «Окружающий мир» по теме «Ценный совет» знакомлю первоклассников с презентацией «Здоровые зубы – здоровые улыбки», где первоклассница даёт совет ребятам, как сохранить белоснежные улыбки. А в 4 классе учащиеся приготовили презентации: «Хлеб», «Зубы. Гигиена полости рта», «Минералы. Сокровища земли», «Ластоногие», «Грибы». Ученики имели возможность проявить себя в неординарной ситуации, повторить изученный материал и познакомить со своими исследованиями. Ребята продемонстрировали высокий уровень подготовки, ответственность за порученное дело, интерес к предмету, желание познавать новое.

Самообразование и саморазвитие – важная составляющая профессиональной деятельности каждого современного педагога и ещё одно направление использования информационных и коммуникационных технологий, которое выражается в разнообразных формах деятельности.

При активном использовании информационных и коммуникационных технологий уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли, логически рассуждать, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Использование информационных технологий для начальной школы означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Я очень рада, что мои выпускники имеют такую готовность и способность. В 5 классе они продолжают принимать участие в презентациях, конкурсах, исследованиях.

Использование информационных технологий позволяет обеспечить положительную мотивацию обучения, проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечить высокую степень дифференциацию обучения (почти индивидуализацию), формировать навыки подлинно исследовательской деятельности, обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. Важно представлять себе преимущества информационных технологий в образовании и найти ту грань, которая позволит сделать обучение по-настоящему развивающим и познавательным.

Яндекс.Метрика