Приветствую Вас, Гость

Проектная деятельность в сети как средство формирования информационной культуры школьников

 

Ерошкова Ю. Ю.

территориальный ресурсный центр, г.Зима

 

Сегодня, наверное, уже ни для кого не секрет, что насыщение ОУ средствами информатизации далеко не всегда приводит к эффективному использованию этих средств и к видимому изменению образовательной среды.

Интернет пришёл в большинство российских школ и … зачастую оказался там нежданным гостем. Учителя-предметники, а порой и информатики, оказались не готовы к эффективному использованию информационных и коммуникационных возможностей Сети.

А ведь с каждым годом уровень интернет-грамотности учеников становится всё выше и выше. Учитель обязан уже не просто соответствовать своим ученикам, но и идти на один шаг вперед, создавая на уроках и внеурочной деятельности условия для познавательной, творческой деятельности учащихся с использованием возможностей, предоставляемых современными телекоммуникационными средствами. И одной из таких замечательных возможностей являются квест-проекты, объединяющие в себе идеи проектного метода и игровых технологий.

Нельзя не признать, что сегодня уже практически  сложилось поколение школьников, для которых более привычным является восприятие аудиовизуальной информации, нежели печатной. И вряд ли эту ситуацию в ближайшие годы удастся повернуть вспять: телевидение, видео, компьютер, Интернет неумолимо изменяют аудиторию, постепенно превращая «читателей» в большей мере в «зрителей». В этом смысле веб-квесты являются достаточно легким способом включения образовательных возможностей глобальной сети в учебный процесс. При этом у школьников развивается критическое мышление, умения сравнивать, анализировать, классифицировать, мыслить абстрактно. Ученики не просто собирают информацию, но и трансформируют её, чтобы выполнить задание, решить поставленную проблему. У учащихся повышается мотивация, они воспринимают задание как нечто «реальное» и «полезное», что, несомненно, ведет к повышению эффективности обучения.

Итак, из опыта реализации сетевого проекта на основе технологии веб-квестов для учащихся старших классов г.Зимы.

Территориальным ресурсным центром информационной и научно-методической поддержки образования была организована и проведена городская сетевая игра «Земной шарик обойдём!…, даже сидя у ПК». Целью данного проекта было, прежде всего, формирование   у   учащихся    навыков    использования ресурсов и возможностей Интернет в творческой деятельности.

Это далеко не первое городское сетевое мероприятие для школьников, были и другие конкурсы и викторины, но именно этот проект было решено организовать и провести, используя технологии веб-квестов. Quest в переводе с английского языка - продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой. Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

К сожалению, учащиеся часто используют информационные интернет-ресурсы лишь в «корыстных целях» - копируя готовые рефераты или доклады, порою даже не вчитываясь в их содержание. Такая деятельность, естественно, не становится реальной базой для развития медиакомпетентности личности. Пассивное восприятие любой информации приводит к потребительскому отношению к медиа, плагиату текстов, работ, идей, в конечном итоге - к стереотипному мышлению и искаженному мировоззрению. Как уже говорилось выше, использование интернет-ресурсов при работе над веб-квестом может служить неплохой базой для тренировки и развития навыков анализа, синтеза и оценки информации, развития критического мышления учащихся.

Поскольку веб-квест – это, как правило, междисциплинарный проект, то была выбрана тема «путешествия», позволяющая максимально объединить несколько предметных областей.

Сначала было разработано Положение о городской сетевой игре «Земной шарик обойдём!…, даже сидя у ПК». Далее был создан сайт для поддержки игры в сети Интернет (www.set-game.at.ua). На этом сайте размещена вся информация, согласно требованиям веб-квестов: положение об игре, правила, критерии оценивания работ, план игр, участники, результаты, связь с организатором.

Видом задания (классификация по Б.Доджу) для сетевой игры была выбрана компиляция (трансформация формата информации, полученной из разных источников), а результатом работы являлось создание и публикация веб-сайтов участников проекта в сети Интернет.

Так как особенностью веб-квестов является распределение ролей между участниками, то каждому члену команды необходимо было выбрать себе одну из предложенных ролей (историк, географ, искусствовед, кулинар, лингвист) и выполнить творческое задание, соответствующее роли.

Для проведения исследования по предлагаемым вопросам учащимся было предложено воспользоваться, прежде всего, ресурсами сети Интернет, а также CD–энциклопедиями, справочниками, периодическими изданиями и др. материалами. Здесь было сделано небольшое отступление от требований веб-квестов и, не был указан конкретный список ресурсов сети Интернет для выполнения каждого задания. Командам была предоставлена полная творческая свобода (после предварительной проверки, что по заданному запросу любой поисковик выдаёт достаточное количество информации).

В итоге совместной недельной работы, каждая команда должна была представить веб-сайт, состоящий из следующих разделов панели навигации (согласно заданных ролей):

§      Историческая справка (краткий экскурс в историю того города, в который отправлялись).

§      Ориентация на местности (изучение географического положения, климатических условий, используемых денежных единиц, часовых поясов, транспорта и др.)

§      Обзор достопримечательностей (подробное исследование наиболее интересных достопримечательностей, составление собственных маршрутов).

§      Кулинарный поединок (обзор национальной кухни с описанием традиционных блюд, церемоний, составление прайс-листов различных пунктов питания).

§      Поговорим…? (составление краткого русско-...... разговорника, той страны, по городу которой путешествуем).

Игра состояла из 4-х этапов и проводилась в течение четырёх месяцев прошлого учебного года (долгосрочный веб-квест).

Итак, проект завершён. Какие можно сделать выводы по его итогам?

Порадовала активность учащихся, наверное, обоснованная не совсем обычной формой внедрения информационных технологий в образовательный процесс. Так, всего в игре приняло участие 89 чел., создано 48 сайтов. От этапа к этапу был виден возрастающий уровень оформления и содержательного наполнения веб-сайтов, создаваемых школьниками, при усложнении проблемных заданий.

А вот цитата членов одной из команд в их восприятии этого проекта: «Мы очень рады, что принимаем участие в  конкурсе "Земной шарик обойдём...!, даже сидя у ПК", ведь мы узнаём очень много нового… Мы учимся в одном классе и этот проект нас  объединил. Интернет расширил рамки наших знаний и позволил принимать участие в различных сетевых играх, в том числе в этом проекте».

Очевидно, что благодаря этой  игре участники узнали много нового не только о тех городах, по которым совершали путешествие, но и о тех ребятах, вместе с которыми оказались в одной команде. Можно говорить о том, что в результате совместной и индивидуальной работы над веб-квестом учащиеся приобрели следующие навыки:

·                        интеллектуальные: работать с информацией, анализировать, систематизировать, обобщать ее, делать выводы;

·       творческие: генерировать идеи, находить многовариантные решения дизайнерского оформления;

·                        коммуникативные: вступать в общение, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс с собеседниками;

·                        социальные: сотрудничать с другими, принимать точку зрения других, нести ответственность за результаты своего труда, подчиняться решению группы, доверять членам команды.

Таким образом, используя технологии веб-квестов при организации сетевых проектов, можно значительно расширить представления учащихся об образовательных возможностях Интернета, раскрыть обучающий потенциал «всемирной паутины» как средства для дальнейшего самообразования.

Список информационных источников:

1.     Федоров А.В., Новикова А.В. Интерактивное развитие медиакомпетентности в Web Quest и деловой интернет-игре//Медиаобразование. 2006. № 4. С.49-60.

2.     Образовательный веб-квест. ОУ СПО РО. [Электронный документ]. – Режим доступа: http://www.spodon.ru/quest.html#w1#w1 - Загл. с экрана.

3.     Образовательные веб-квесты. Быховский Я.С. ИТО-99 [Электронный документ]. – Режим доступа: http://ito.edu.ru/1999/III/1/15.html - Загл. с экрана.

Веб-квесты. Центр лингвометодических информационных ресурсов. [Электронный документ]. – Режим доступа: http://www.itlt.edu.nstu.ru/webquest.php - Загл. с экрана.
Яндекс.Метрика