Приветствую Вас, Гость

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 

Ермолаева Н.А.

МОУ СОШ № 8, п. Усть-Кут

 

Учебно-воспитательный процесс можно сравнить с сердцем школьной жизни. Как ритм биения сердца и пульса много говорит о здоровье человека, так и качество педагогического процесса определяет в конечном счете все успехи школы. В полную силу идет поиск интенсивных методов, форм и средств обучения, что бы развивало познавательную активность учеников.

Использование ИКТ в школе 21 века становиться необходимым условием, позволяющим учащимся адаптироваться в современном информационном обществе и реализовать себя в личной жизни и будущей профессиональной деятельности. Без умелого наставника в области ИКТ не обойтись.

Применение ИКТ повышает качество учебного труда учителя и ученика, привлекает внимание к предметам и повышает целенаправленность обучения, сохраняет устойчивый интерес и повышает качество успеваемости, учит самостоятельному освоению и закреплению программного материала и расширению мировоззрения. Стремясь использовать ИКТ, важно не забывать о том, что их нагромождение на уроках отрицательно влияет на усвоение существа изучаемого материала. Необходимо помнить истину, что «воевать надо не числом, а умением», которую сегодня надо претворять в жизнь настойчиво и энергично.

В современной школе каждый педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на образование.

В своей работе на уроках информатики и физики использую ИКТ, что позволяется увеличить объем усваиваемой учениками информации благодаря тому, что подаю ее в более обобщенном, систематизированном виде, причем в динамике. Например, если в учебнике школьники просто видят изображение разных траекторий тела, брошенного под углом к горизонту, то на дисплее компьютера моделируется несколько типичных ситуаций и можно наблюдать, как изменяется дальность полета с изменением угла падения. Ученики теперь видят динамику процесса. На экране моделирую ситуации сравнения и аналогии, например, аналогию движения жидкости в трубах и электрического тока в проводниках. Все это преобразует и наглядность, делает ее качественно иной, чем при обычном обучении. С помощью ИКТ использую алгоритмы решения задач. Например, один алгоритм можно использовать для решения всех задач по динамике, другой – для решения всех задач по статике.

Помогает в работе использование упражнений программированного типа. На дисплее не только даю вопросы – задания, но и привожу варианты ответов на тот или иной вопрос, из которых ученики выбирают верный. Компьютер оценивает правильность ответа и дает сигнал к продолжению действий или же предлагает дополнительное задание. Компьютер ускоряет вычисления, проводимые учениками на уроках физики. Экономия времени за счет сокращения вычислительных операций позволяет изучать больший объем информации, расширять круг упражнений, более тщательно закреплять изученное.

С внедрением ИКТ в учебный процесс появилась уникальная возможность для решения оптимизационных задач, в которых из ряда возможных вариантов выбирается один, наиболее рациональный с определенной точки зрения. Например, выбор самого экономичного решения, которое представляется графически, а не только математически. Раньше такие задачи требовали значительных затрат времени. Теперь это стало реальным. Например, при исследовании тела брошенного под углом – решение представляется графически, используется автоматизированная система подсчета.

Использование виртуальных лабораторий позволяет на уроке улучшить усвоение материала, повысить мотивацию учащихся. Например, применяю при изучении относительности движения, решения задач по кинематике, реактивного движения. Во время занятий нередко обращаюсь к виртуальным музеям, например,  «Галерея старого радио», «Виртуальный музей космонавтики», «Виртуальный компьютерный музей», к виртуальным энциклопедиям.

ИКТ помогают в развитии самостоятельности учащихся, ведь они в большей степени и предназначены для самостоятельной работы. ИКТ позволяют придавать информации занимательный характер путем применения мультипликации (например, мультипликация работы трехэлектродной лампы, транзистора).

ИКТ – мой методический помощник. Например, в справочно-библиографической работе, в подборе упражнений, в получении дополнительной информации в различных областях и техники и т.д.

ИКТ применяю во взаимосвязи. Недопустимо возводить ту или иную в абсолют, ищу в каждом случае оптимальное сочетание для конкретных условий класса, возраста учеников, специфики предмета и своих собственных возможностей.

Умея создавать презентации для сопровождения урока, учебные проекты, используя дидактические материалы средствами MS Word, MS Excel, MS Publisher, MS PowerPoint, Macromedia Flash, Adobe Photoshop и др., средства Интернет для обучения и воспитания, тестирование по информатике и физике (актуально при подготовке ЕГЭ), прикладные педагогические программные средства, обучение информатики в начальной школе, цифровые образовательные ресурсы и электронные учебные издания в учебно-воспитательном процессе, воспитываю в учениках информационную культуру. Учащиеся создают мини-презентации, анимации, визитки, буклеты,  разрабатывают учебные проекты, тематические кроссворды, тесты. Участвуют в школьных, районных, всероссийских олимпиадах, в конкурсах. Во всероссийской дистанционной олимпиаде по информатике Олисова Вера (2 класс) заняла 10 место (30 участников), Купцова Валерия – 17 место (96 участников).

Сама же принимаю участие в районном конкурсе «Коллега о коллеге», в интернет-конкурсах для педагогов,  пишу статьи, делаю фоторепортажи, создаю презентации, используя новые ИКТ, занимания призовые места (фоторепортаж – III место, презентации «Теперь мы коллеги» - II место (о нашей семейной династии)).  А результаты свои и моих коллег оформляю в виде  книжного издания.

Даже самые новые ИКТ постоянно претерпевают изменения, поэтому обучаюсь на курсах повышения квалификации («Программа Intel «Обучение для будущего», «Новые информационные технологии. Базы данных Access», «Flash, flash-технологии», «Актуальные вопросы преподавания информатики в начальной школе», «Компьютерная графика»). В этом году прохожу обучение в педагогическом университете «Первое сентября» на дистанционных курсах «Основы web-дизайна и школьного «сайтостроительства», «Основы web-программирования для школьного «сайтостроительства», в НОУДПО «Институт «АйТи» - «Применение пакета свободного программного обеспечения», « Установка и администратирование пакета свободного программного обеспечения». Участвовала в семинаре «Организация предпрофильной подготовки и профессионального обучения в МОУ средствами учебно-методического комплекта ОЦ «Школьный университет». Веду занятия в «Школьном университете» на базе 5-6 классов, являюсь ответственной за заполнения школьной базы данных в программе 1С-Хронограф.

Всегда помогаю учащимся и коллегам. В школе работает группа, ведущая исследовательскую работу по совершенствованию навыков восприятия, переработки и использования информации на разных ступенях обучения. Мои коллеги понимают и сознательно используют различные формы и способы представления данных в вербальной, графической и числовой формах, умеют оценивать достоверность и практическую полезность данных с различных точек зрения.

Не представляю себя без взаимодействия с Пятиной И.Г. (учителем химии), с Никитиной Е.Н. (учителем биологии),с Кожемяко С.Н. (учителем литературы Восточной Сибири, библиотекарем), с Инёшиной Т.М. (учителем истории), с Инёшиным А.В. (руководителем археологического клуба «Отщепенец», известного далеко за пределами нашей области), с Коломацкой Г.В. и др. Пользуясь случаем, хочется сказать им спасибо, ведь у каждого из них есть чему поучиться.

Таким образом, ИКТ выступают как средство для построения учебного процесса, а компьютер становится обычным рабочим инструментом ученика, каким сегодня является книга и ручка.

 

Ермолаева Надежда Александровна

МОУ СОШ № 8

г.Усть-Кут
Яндекс.Метрика