Приветствую Вас, Гость

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

 НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

 

Ермашонок Н.М.,

ОГБОУ НПО «Профессиональный лицей №28», г. Братск

 

«Прекрасно, что мы все думаем по – разному.

Именно благодаря этому мы и движемся»

Марк Твен

В наши дни современное образовательное учреждение  должно готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Успех достигается там, где активно используются современные средства коммуникаций, информационные технологии и сетевые приложения. Одной из основных задач, которые мы должны решить, заключаются  в создании таких условий обучения, при которых обучающиеся могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Содержание курса информатики складывается сложно и противоречиво. Оно должно соответствовать социальному заказу общества в каждый момент  его развития. Быстрый прогресс в области информационных технологий заставляет также быстро изменять содержание курса информатики. Планируя курс информационных технологий, возникает проблема не как научить, а как правильно сформировать практические задания и оценить креативные способности обучающихся во время проведения занятий [1:8].

Актуальным является использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Ориентируясь на цели системы образования и учитывая специфику преподаваемых мной предметов «Информатика и информационные технологии», «Компьютерное делопроизводство», ставлю цель подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся информационному миру.

Исходя из поставленной цели, решаю следующие  задачи: способствовать формированию самостоятельности, творческого потенциала, коммуникабельности через выполнения практических работ и карточек – заданий.

Ко мне на уроки  приходят обучающиеся с разным уровнем подготовки по предмету информатика. Есть обучающиеся, которые не проходили в школе курс «Информатики и информационных технологий». Для выявления уровня знаний обучающимися предмета «Информатики и информационных технологий», провожу мониторинг срезовых работ. В начале курса обучения ребята выполняют задания «входного» среза знаний, анализ которого позволяет определить пробелы в знаниях обучающихся по информатике и построить работу на уроках по их устранению, назначить дополнительные занятия для слабоуспевающих. «Промежуточный» срез знаний провожу в середине изучения курса, анализ которого показывает успешность продвижения обучающихся в данной предметной области. И в конце всего курса «Информатики и информационных технологий» провожу «итоговый» срез знаний, который показывает  результат усвоения материалом за весь курс обучения. Данная работа очень помогает в процессе обучения, позволяет построить занятия по устранению пробелов в знаниях, а для сильноуспевающих обучающихся разработать задания повышенной сложности.

Каждый  урок дает умения  в изучении определенной темы, расширяет знания каждого обучающегося при работе за компьютером. Для проведения практических занятий мною разработаны комплекты практических работ по темам: «Файл и файловая система», «Текстовый редактор Microsoft Word», «Табличный процессор Microsoft Excel», «Программа презентаций Microsoft PowerPoint», «Работа с базами данных Microsoft Access». Урок построен таким образом, что каждый обучаемый работает в соответствующем ему индивидуально – психологическом темпе, что делает атмосферу на уроке комфортной. Каждая практическая работа состоит из разноуровневых задании, так как скорость работы одних обучающихся позволяет за время занятий выполнить только обязательные  задания практической работы, а других задания повышенной сложности, которые развивают кругозор и любознательность.

 В ходе самостоятельного выполнения практических работ закрепляются знания, умения и навыки, полученные на предыдущих уроках. У каждого обучающегося есть возможность получить дополнительную оценку, выполнив карточку – задания, которая позволяет закрепить полученные знания и проявить свои творческие и коммуникативные способности. В помощь проведения уроков мною разработаны карточки – задания по темам: «Файл и файловая система», «Кодирование информации», «Алфавитный подход к измерению информации», «Операционная система Windows. Работа с окнами», «Текстовый редактор Microsoft Word», «Табличный процессор Microsoft Excel», «Программа презентаций Microsoft PowerPoint».

Составление практических заданий обеспечивают реальные условия для индивидуального обучения. При выполнении практических работ необходимо использовать актуальный содержательный материал. Я преподаю в Учреждении начального профессионального образования и разработанные мною практические работы и карточки  - задания направлены на связь с профессией, по которой обучаются ребята.

Для обучающихся, которые пропустили занятия мною разработаны карточки – информаторы по темам: «Файловая система», «Алфавитный подход к измерению информации», «Перевод из одной системы счисления в другую», «Выполнения расчетов в табличном процессоре Microsoft Excel», «Построение диаграмм в табличном процессоре Microsoft Excel», которые содержат краткие теоретические сведения по теме, пример выполненного задание и задания для самостоятельного выполнения, что позволяет обучающимися основной материал и приступить к выполнению заданий новой практической работы.

Для обучающихся, которые хотят расширить уровень своих знаний в области информатики  в нашем Учреждении организованы курсы дополнительного образования «Пользователь ПК», на которых обучающиеся  более углубленно изучаем информационные технологии, что повышает их мотивацию, уровень самостоятельности, формируют способность и интерес к изучению новых программ, формированию логического и критического мышления,  а также возможность проявить свои творческие способности.

Внеучебная работа расширяет кругозор и дополняет возможности обучающихся, позволяет удовлетворить разные запросы, повысить интерес к предмету.

Компьютер позволяет заниматься творческой деятельностью, за время обучения ребятами созданы: бейджики с символикой города Братска и Профессионального лицея №28, праздничные открытки к 8 Марта, Новому году, презентации по профессии, листовки, буклеты по технике безопасности, посвященные Дню космонавтики. Весной прошлого обучающиеся приняли участие в городском конкурсе творческих работ «Космос XXI»  выполненные в графическом редакторе Adobe Photoshop, за что получили сертификат участника и право бесплатно обучаться на курсах компьютерной графики в городе  Братске.

Сегодня актуально и востребовано дистанционное обучение, конкурсы, конференции,  фестивали и олимпиады.

Дистанционный конкурс – это увлекательная и эффективная форма внеучебной деятельности, которая с каждым годом расширяется и обучающийся  из любой точки мира может принять участие в конкурсе, который ему нравится, имея лишь компьютер и доступ к Интернету. Дистанционные конкурсы особенно полезны для тех, кто живет в отдаленных регионах нашей страны. Принимая участие в конкурсах обучающиеся могут углубить знания по разным учебным дисциплинам, темам, разделам, а также формирует активную жизненную позицию, повышает интерес к изучению предмета, способствует формированию логического мышления, самообразованию и самодисциплине.

В этом учебном году обучающиеся приняли  участие во Всероссийских дистанционных конкурсах, таких как Фактор роста, интеллектуальный турнир «Разнобой» и «Открытка маме» (Сертификат участника), «Новогодняя открытка», II конкурс рисунков к 8 Марта, Всероссийский центр дистанционных конкурсов «Снейл» (Диплом участника). 

Для  высокой эффективности процесса обучения преподавателю необходимо повышать свое педагогическое мастерство, совершенствовать себя. Для преподавателей информатики это особенно важно, так как очень быстро устаревает компьютерная техника и программное обеспечение к ней.

Приемы, методы и формы обучения должны быть разнообразны, так как обучающиеся предпочитают выполнять задания интересные и жизненно значимые, а также принимать во внимание индивидуальные особенности каждого обучающегося.

И я, как преподаватель информатики  повышаю свой уровень педагогической и профессиональной квалификации, активно использую на уроках современные информационные технологии и программы.

 

Литература

1.     Воронова О.Б. Информатика: методическая копилка преподавателя//Феникс. – 2008. – 313 с.

2. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. 11 класс. Учебник. – СПб.: Лидер – 2010. – 214 с.

Яндекс.Метрика