Использование учебных
мультипликационных фильмов на уроках информатики.
Автор: Емельянова Анастасия
Сергеевна, учитель
информатики МОУ СОШ №77
Наряду
с живым словом педагога важны различные средства обучения в образовательном
процессе. Универсальным средством обучения и воспитания, которое одинаково
ценно для учащихся разных возрастных групп является наглядность. Благодаря
наглядности у учеников появляется интерес к учебе, развивается
наблюдательность, внимание, мышление.
Учебные
мультипликационные фильмы как ничто другое реализуют наглядность и входят в
состав новых информационных технологий в образовательном процессе.
Я
выбрала тему мультипликационного фильма «Задачи теории графов» потому что при
подготовки детей 5,6,7 классов к олимпиаде по информатике или математике чаще
всего встречаются задачи теории графов и, по отзывам коллег - учителей, решать
их сложнее всего.
Более
того, в 7 классе по учебнику информатики Босовой Л. Л. рассматривается тема
«Информационные модели на графах», которая содержит основные понятия и
утверждения теории графов. Таким образом, мультфильм востребован не только при
подготовки к олимпиадам, но и на уроках информатики в 7 классе. Также мультфильм
можно использовать в помощь учащимся для самостоятельной работы над учебным
материалом, для лучшего восприятия и усвоения темы «Информационные модели на
графах». Кроме того, мультфильм может быть востребован во внеклассных
мероприятиях при подготовке учащихся к олимпиадам по математике и информатике.
Использование
мультфильмов в преподавании информатики в школе позволяет с успехом решать
триединую задачу урока: обучение, развитие и воспитание.
Перечислим
основные обучающие функции мультфильмов на уроках информатики:
1. Сообщение
учащимся новых знаний по изучаемому вопросу для последующего осмысления и
закрепления их на уроке, а также зрительное подкрепление слов учителя;
2. Обобщение
изученного по теме или разделу;
3. Повышение
познавательной активности школьников, качества усвоения программного материала:
знания более прочные, глубокие и осмысленные.
Продуманное
применение мультфильмов на уроках информатики способствует развитию у
школьников интереса к учебному предмету, помогает выработать навыки
самостоятельной работы: вычленять основные положения в увиденном. Всё это
развивает мотивацию, внимание, мышление, память, позволяет повысить уровень
общего развития школьников. Наблюдения исследователей за состоянием внимания
учащихся на уроке с телеэкраном показали, что мультфильм изменяет у детей
динамику всех видов внимания. Учащиеся работают более сосредоточенно, так как
знают, что смена кадров не связана с их индивидуальным темпом деятельности.
Устойчивость интереса объясняется и более органическим включением иллюстрации в
изложение материала. Накопленные телевидением способы и пути убеждения позволяют
воздействовать на сознание и чувства аудитории. Это во многом обусловлено
высоким эстетическим уровнем мультфильмов, построением их по законам искусства.
Возможности
мультфильма могут быть реализованы при одном условии: заинтересованном,
вдумчивом, нешаблонном их использовании. При планировании предстоящего урока
нужно очень чётко определить, для выполнения каких познавательных задач
предназначается мультфильм. Глубина понимания содержания мультфильма будет
зависеть от качества усвоения ранее пройденного материала.
В
связи со всем выше сказанным я постаралась
разработать план урока с применением мультфильма так, чтобы преподнести учебный
материал наилучшим образом. Предварительно отмечу, что мультфильм можно
применять на разных этапах урока. Я предлагаю использовать его на этапе
изучения нового материала, так как
считаю это наиболее удачным
решением из-за темы урока – Информационные модели на графах.
Урок №19. 7 класс
(Автор Босова Л.Л.)
Тема:
Информационные модели на графах.
Цели урока:
·
образовательная: сформировать у учащихся
представление о понятиях: граф, вершина, ребро, связный и несвязный
граф через учебный мультипликационный
фильм.
·
развивающая: создать условия для
развития долговременной памяти через воспроизведение материала при работе с планом
мультфильма.
·
воспитательная: создать условия для
воспитания демократизации отношений между учителем и учащимися.
Тип
урока:
·
Изучение нового материала
Литература:
Босова Л. Л. Информатика
и ИКТ. Учебник для 7 класса
Оборудование:
·
Мультимедийный проектор, экран, колонки.
Этапы
урока:
1.
Организационный момент
2.
Актуализация
3.
Изучение нового материала
4.
Применение полученных знаний
5.
Подведение итогов урока. Домашнее задание
Ход
урока:
1.
Организационный момент
Цель: Настроить
учащихся на работу на уроке
Метод: Беседа
Здравствуйте
ребята!
О,
сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух…
А.С. Пушкин
Сегодня на уроке мы будем открывать
новую для вас страницу «Информационные модели на графах» и научимся
использовать графы в различных жизненных ситуациях.
Учащиеся: слушают,
настраиваются на работу
2. Актуализация
Цель: воспроизвести
материал мультфильма
Метод: Беседа
1)
Учитель: Ребята, на прошлом
уроке я вам задавала домой посмотреть мультфильм «Задачи теории граф». И
постараться выполнить следующее задание
Составить краткий план мультфильма.
Все справились с
заданием?
Учащиеся: отвечают на вопрос
Учитель: Скажите, пожалуйста,
о чём этот мультфильм?
Учащиеся: отвечают на вопрос
Учитель: Теперь по ходу
нашего урока давайте рассмотрим домашнее задание.
3. Изучение нового материала
Цель: Сформировать
представление у учащихся на тему:«Информационные модели на графах».
Метод: Беседа,
объяснительно-иллюстративный
Учитель: Наглядным
представлением состава и структуры системы является граф. Граф – это совокупность
объектов со связями между ними.
Учащиеся: записывают
определение
Учитель: Ребята, все
настройтесь на работу. Сейчас мы с вами будем смотреть первый фрагмент
мультфильма. (показ мультфильма до условия задачи).
Учащиеся: внимательно смотрят
мультфильм.
Учитель: Ребята, домой вам
было задание составить план мультфильма, сейчас по данному плану сформулируйте
мне, пожалуйста, условие задачи рассматриваемой в мультфильме.
Учащиеся: кто–нибудь из
учеников формулирует условие задачи, если учащийся близок к верному условию, то
учитель ставит оценку, если же никто не может сформулировать, то вместе с
учителем приходят к формулировке задачи.
Учитель: Теперь давайте
посмотрим условие задачи в мультфильме, и потом вы запишите в тетрадь условие
задачи: В лабораторию пробралась толпа
из 24 мышей. Чтобы не возбудить подозрений, каждую ночь ровно 4 из них
пробирались на склад. Возможно ли, что каждая мышка уже успела побывать на
складе с каждой ровно по одному разу.
Учащиеся: записывают в тетрадь
Учитель: Сейчас давайте
посмотрим следующий фрагмент. (смотрят как мыши становятся точками - вершинами)
Граф состоит из вершин. Чтобы не
рисовать каждый раз мышку, можно заменить их на точки как в мультфильме или
другими объектами. Давайте запишем, что
граф состоит из вершин. Вершины могут обозначаться:
![]() |
и
т.д.
Учащиеся: записывают в тетрадь
Учитель: Вершины графа
связанны между собой линиями. Если линия направленная (со стрелкой), то она
называется дугой; линия направленная (без стрелки) как в мультфильме называется
ребром. Давайте запишем в тетрадь как
обозначается дуга и ребро: линия направленная (со стрелкой) - дуга; линия
направленная (без стрелки)- ребро.
Учащиеся: записывают в тетрадь
Учитель: Если объекты
некоторой системы изобразить вершинами, а связи между ними – линиями, то мы
получим информационную модель рассматриваемой системы в форме графа.
Учитель: Теперь давайте
смотреть дальше следующий фрагмент мультфильма. ( смотрят до решения задачи)
Учитель: Графы могут быть
связными и несвязными это мы увидим с вами в мультфильме. Давайте запишем, что такое связный граф: связный граф – граф, в котором для каждой пары вершин найдётся
соединяющая их цепь. А цепь – это путь по вершинам и
ребрам, включающий любое ребро графа не более одного раза. Например:
Связный граф
Несвязный граф – граф, в котором не
для каждой пары вершин найдётся соединяющая их цепь.
Несвязный граф
Учащиеся: записывают в тетрадь
определения, которые учитель сказал.
Учитель: Сейчас давайте
посмотрим как в мультфильме демонстрируется связность и несвязность графа. Не
отвлекайтесь, смотрите внимательно.
Учащиеся: внимательно смотрят
продолжение мультфильма.
Учитель: Мы с вами
познакомились и рассмотрели главные определения из мультфильма, сформулировали
условие задачи, а теперь нужно найти её решение. Сейчас вам нужно также
применяя план, который вы сделали дома сформулировать решение задачи.
Учащиеся: кто–нибудь из
учеников формулирует условие задачи, если учащийся близок к верному решению, то
учитель ставит оценку, если же никто не может сформулировать, то вместе с
учителем смотрят продолжение мультфильма, где демонстрируется решение задачи и
после этого вместе формулируют её решение.
Учитель: Будьте внимательны
при просмотре решения задачи! После того как просмотрели, учитель показывает,
комментирует решение задачи на доске.
Учащиеся записывают за учителем. Решение:
Каждая мышка за одну ночь может побывать на складе с каждой из 23 других мышек
по одному разу, ей необходимо 23/3 ночей. Но число 23 не делится нацело на три.
Поэтому такая ситуация невозможна.
4. Применение полученных знаний
Цель:
применение полученных знаний учащихся посредством задания
Метод:
Практическая работа
Учитель: Мы с вами
познакомились с новой темой, узнали много новых понятий, посмотрели мультфильм,
где рассматривается решение задачи, и нашли её решение. А сейчас вам предстоит
ответить письменно на вопрос по мультфильму:
1) Сколько должно быть мышек, чтобы ситуация описанная в мультфильме стала
возможной? Изобразите такую ситуацию в виде графа.
Учитель: смотрит, как
выполняют учащиеся работу, подсказывает как нужно. В конце рассматривают вопрос
вместе.
5. Подведение итогов урока. Домашнее задание
Цель: подвести итоги,
дать домашнее задание
Метод: Беседа
Учитель: Спасибо
вам за хорошую работу! Тема «информационные
модели на графах» успешно начата. Цель урока достигнута, мы с вами
теперь знаем основные понятия теории графов и сможем применять их на
последующих уроках изучения данной темы.
Домашнее
задание:§2.10 (стр.101-102), задание 1-3 на стр.53 учебника, практическая
работа №10 задание 3.
Учащиеся: слушают учителя,
записывают домашнее задание.
Учитель: Оценки получите на
следующем уроке после небольшой проверочной работы.
Успехов в дальнейшей учебе!
Спасибо,
урок окончен.