Приветствую Вас, Гость

Использование учебных мультипликационных фильмов на уроках информатики.

Автор: Емельянова Анастасия Сергеевна, учитель информатики МОУ СОШ №77

Наряду с живым словом педагога важны различные средства обучения в образовательном процессе. Универсальным средством обучения и воспитания, которое одинаково ценно для учащихся разных возрастных групп является наглядность. Благодаря наглядности у учеников появляется интерес к учебе, развивается наблюдательность, внимание, мышление.

Учебные мультипликационные фильмы как ничто другое реализуют наглядность и входят в состав новых информационных технологий в образовательном процессе.

Я выбрала тему мультипликационного фильма «Задачи теории графов» потому что при подготовки детей 5,6,7 классов к олимпиаде по информатике или математике чаще всего встречаются задачи теории графов и, по отзывам коллег - учителей, решать их сложнее всего.

Более того, в 7 классе по учебнику информатики Босовой Л. Л. рассматривается тема «Информационные модели на графах», которая содержит основные понятия и утверждения теории графов. Таким образом, мультфильм востребован не только при подготовки к олимпиадам, но и на уроках информатики в 7 классе. Также мультфильм можно использовать в помощь учащимся для самостоятельной работы над учебным материалом, для лучшего восприятия и усвоения темы «Информационные модели на графах». Кроме того, мультфильм может быть востребован во внеклассных мероприятиях при подготовке учащихся к олимпиадам по математике и информатике.

Использование мультфильмов в преподавании информатики в школе позволяет с успехом решать триединую задачу урока: обучение, развитие и воспитание.

Перечислим основные обучающие функции мультфильмов на уроках информатики:

1.   Сообщение учащимся новых знаний по изучаемому вопросу для последующего осмысления и закрепления их на уроке, а также зрительное подкрепление слов учителя;

2.   Обобщение изученного по теме или разделу;

3.   Повышение познавательной активности школьников, качества усвоения программного материала: знания более прочные, глубокие и осмысленные.

Продуманное применение мультфильмов на уроках информатики способствует развитию у школьников интереса к учебному предмету, помогает выработать навыки самостоятельной работы: вычленять основные положения в увиденном. Всё это развивает мотивацию, внимание, мышление, память, позволяет повысить уровень общего развития школьников. Наблюдения исследователей за состоянием внимания учащихся на уроке с телеэкраном показали, что мультфильм изменяет у детей динамику всех видов внимания. Учащиеся работают более сосредоточенно, так как знают, что смена кадров не связана с их индивидуальным темпом деятельности. Устойчивость интереса объясняется и более органическим включением иллюстрации в изложение материала. Накопленные телевидением способы и пути убеждения позволяют воздействовать на сознание и чувства аудитории. Это во многом обусловлено высоким эстетическим уровнем мультфильмов, построением их по законам искусства.

Возможности мультфильма могут быть реализованы при одном условии: заинтересованном, вдумчивом, нешаблонном их использовании. При планировании предстоящего урока нужно очень чётко определить, для выполнения каких познавательных задач предназначается мультфильм. Глубина понимания содержания мультфильма будет зависеть от качества усвоения ранее пройденного материала.

В связи со всем выше сказанным  я постаралась разработать план урока с применением мультфильма так, чтобы преподнести учебный материал наилучшим образом. Предварительно отмечу, что мультфильм можно применять на разных этапах урока. Я предлагаю использовать его на этапе изучения нового материала, так как  считаю  это наиболее удачным решением из-за темы урока – Информационные модели на графах.

Урок №19. 7 класс (Автор Босова Л.Л.)

Тема: Информационные модели на графах.

Цели  урока:

·        образовательная: сформировать у учащихся  представление о понятиях: граф, вершина, ребро, связный и несвязный граф  через учебный мультипликационный фильм.

·        развивающая: создать условия для развития долговременной памяти через воспроизведение материала при работе с планом мультфильма.

·        воспитательная: создать условия для воспитания демократизации отношений между учителем и учащимися.

Тип урока:

·         Изучение нового материала

Литература:

Босова Л. Л. Информатика и ИКТ. Учебник для 7 класса

Оборудование:

·         Мультимедийный проектор, экран, колонки.

Этапы урока:

1.   Организационный момент

2.   Актуализация

3.   Изучение нового материала

4.   Применение полученных знаний 

5.   Подведение итогов урока. Домашнее задание

Ход урока:

 

1.   Организационный момент

Цель: Настроить учащихся на работу на уроке

Метод: Беседа

Учитель:

Здравствуйте ребята!

О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух…
А.С. Пушкин

Сегодня на уроке мы будем открывать новую для вас страницу «Информационные модели на графах» и научимся использовать графы в различных жизненных ситуациях.

Учащиеся: слушают, настраиваются на работу

2.   Актуализация

Цель: воспроизвести материал мультфильма

Метод: Беседа

1)   Учитель: Ребята, на прошлом уроке я вам задавала домой посмотреть мультфильм «Задачи теории граф». И постараться выполнить следующее задание

Составить краткий план мультфильма.

Все справились с заданием?

Учащиеся: отвечают на вопрос

Учитель: Скажите, пожалуйста, о чём этот мультфильм?

Учащиеся: отвечают на вопрос

Учитель: Теперь по ходу нашего урока давайте рассмотрим домашнее задание.

 

3.   Изучение нового материала

Цель: Сформировать представление у учащихся на тему:«Информационные модели на графах».

Метод: Беседа, объяснительно-иллюстративный

Учитель: Наглядным представлением состава и структуры системы является граф. Граф – это совокупность объектов со связями между ними.

Учащиеся: записывают определение

Учитель: Ребята, все настройтесь на работу. Сейчас мы с вами будем смотреть первый фрагмент мультфильма. (показ мультфильма до условия задачи).

Учащиеся: внимательно смотрят мультфильм.

Учитель: Ребята, домой вам было задание составить план мультфильма, сейчас по данному плану сформулируйте мне, пожалуйста, условие задачи рассматриваемой в мультфильме.

Учащиеся: кто–нибудь из учеников формулирует условие задачи, если учащийся близок к верному условию, то учитель ставит оценку, если же никто не может сформулировать, то вместе с учителем приходят к формулировке задачи.

Учитель: Теперь давайте посмотрим условие задачи в мультфильме, и потом вы запишите в тетрадь условие задачи: В лабораторию пробралась толпа из 24 мышей. Чтобы не возбудить подозрений, каждую ночь ровно 4 из них пробирались на склад. Возможно ли, что каждая мышка уже успела побывать на складе с каждой ровно по одному разу.

Учащиеся: записывают в тетрадь

Учитель: Сейчас давайте посмотрим следующий фрагмент. (смотрят как мыши становятся точками - вершинами)  Граф состоит из вершин. Чтобы не рисовать каждый раз мышку, можно заменить их на точки как в мультфильме или другими объектами. Давайте запишем, что граф состоит из вершин. Вершины могут обозначаться:



 


                                            и т.д.

Учащиеся: записывают в тетрадь

Учитель: Вершины графа связанны между собой линиями. Если линия направленная (со стрелкой), то она называется дугой; линия направленная (без стрелки) как в мультфильме называется ребром. Давайте запишем в тетрадь как обозначается дуга и ребро: линия направленная (со стрелкой) - дуга; линия направленная (без стрелки)- ребро.

Учащиеся: записывают в тетрадь

Учитель: Если объекты некоторой системы изобразить вершинами, а связи между ними – линиями, то мы получим информационную модель рассматриваемой системы в форме графа.

Учитель: Теперь давайте смотреть дальше следующий фрагмент мультфильма. ( смотрят до решения задачи)  

Учитель: Графы могут быть связными и несвязными это мы увидим с вами в мультфильме. Давайте запишем, что такое связный граф: связный граф – граф, в котором для каждой пары вершин найдётся соединяющая их цепь. А цепь это путь по вершинам и ребрам, включающий любое ребро графа не более одного раза. Например:


 

 



     

Связный граф    

Несвязный граф – граф, в котором не для каждой пары вершин найдётся соединяющая их цепь.


 

 

 

 

 


Несвязный граф

 

Учащиеся: записывают в тетрадь определения, которые  учитель сказал.

Учитель: Сейчас давайте посмотрим как в мультфильме демонстрируется связность и несвязность графа. Не отвлекайтесь, смотрите внимательно.

Учащиеся: внимательно смотрят продолжение мультфильма.

Учитель: Мы с вами познакомились и рассмотрели главные определения из мультфильма, сформулировали условие задачи, а теперь нужно найти её решение. Сейчас вам нужно также применяя план, который вы сделали дома сформулировать решение задачи.

Учащиеся: кто–нибудь из учеников формулирует условие задачи, если учащийся близок к верному решению, то учитель ставит оценку, если же никто не может сформулировать, то вместе с учителем смотрят продолжение мультфильма, где демонстрируется решение задачи и после этого вместе формулируют её решение. 

Учитель: Будьте внимательны при просмотре решения задачи! После того как просмотрели, учитель показывает, комментирует решение задачи  на доске. Учащиеся записывают за учителем. Решение: Каждая мышка за одну ночь может побывать на складе с каждой из 23 других мышек по одному разу, ей необходимо 23/3 ночей. Но число 23 не делится нацело на три. Поэтому такая ситуация невозможна.

 

4.   Применение полученных знаний 

Цель: применение полученных знаний учащихся посредством задания

Метод: Практическая работа

Учитель: Мы с вами познакомились с новой темой, узнали много новых понятий, посмотрели мультфильм, где рассматривается решение задачи, и нашли её решение. А сейчас вам предстоит ответить письменно на вопрос по мультфильму: 1) Сколько должно быть мышек, чтобы ситуация описанная в мультфильме стала возможной? Изобразите такую ситуацию в виде графа.

Учитель: смотрит, как выполняют учащиеся работу, подсказывает как нужно. В конце рассматривают вопрос вместе.

5.   Подведение итогов урока. Домашнее задание

Цель: подвести итоги, дать домашнее задание

Метод: Беседа

Учитель: Спасибо вам за хорошую работу! Тема «информационные модели на графах» успешно начата. Цель урока достигнута, мы с вами теперь знаем основные понятия теории графов и сможем применять их на последующих уроках изучения данной темы.

Домашнее задание:§2.10 (стр.101-102), задание 1-3 на стр.53 учебника, практическая работа №10 задание 3.

Учащиеся: слушают учителя, записывают домашнее задание.

Учитель: Оценки получите на следующем уроке после небольшой проверочной работы.

Успехов в дальнейшей учебе!

Спасибо, урок окончен.

Яндекс.Метрика