Приветствую Вас, Гость

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ ЧЕРЕЗ СОЧЕТАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ

И СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Елизаров Алексей Николаевич,

ГОУ СПО ИРКПО, г. Иркутск

 

 «Прежде, чем сделать ребёнка умным

и сообразительным – сделайте его здоровым»

Руссо

Учитель - человек, который может

 делать трудные вещи легкими.

 Р. Эмерсон

 

Специфика каждого предмета разнообразна, но общий принцип один: задача учителя является создание условий практического овладения знаниями. Применяя этот принцип к уроку физической культуры можно отметить, что задача учителя выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность учащегося.

Однако на практике мы видим: что школьная  программа  по  физической  культуре  практически  не  изменилась  с  40-50-х  годов  прошлого  столетия; учителя  физкультуры  до  сих  пор  в  оценке  достижений  своих  учеников  главным считают  выполнение  пресловутых  «нормативов  смерти»; ежегодно  список  детей  умерших  после  урока  физической  культуры  пополняется  новыми  именами.

Обучая студентов, будущих учителей физической культуры, методике преподавания спортивных дисциплин, я всё чаще сталкиваюсь с низкой мотивацией и отсутствием у них познавательного интереса. Следствием этого, являются «провальные» пробные уроки во время прохождения очередного вида практики в школе.

Передо мной встала задача, научить будущего учителя создавать такие условия для включения ребёнка в процесс обучения и выбирать именно те методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, способствующие формированию позитивного мышления, раскрытию его креативности. Только тогда в полной мере может быть реализована идея полноценного  образования  и  здоровьесбережения всех участников образовательного процесса.

Решение, поставленной перед собой, задачи я увидел в необходимости показать студентам каким продуктивным и интересным может и должен быть урок физической культуры в школе, если привлекать в процесс обучения современные педагогические технологии, в частности, информационные. Ведь вся сложность  урока  физической  культуры  заключается  в  том,  что,  кроме  передачи  учащимся  определенной  суммы  знаний,  мы  должны  привить  ему  определенные  умения  и  навыки. Именно применение информационных технологий, Интернет – ресурсов, позволяет учителю достичь максимальных результатов в решении многих задач.

  В образовательной области «Физическая культура» опыт использования информационных технологий представлен недостаточно. Хотя всем понятно, что компьютер значительно расширяет возможности предоставления информации: методическая проблема преподавания смещается от понятия «как лучше его показать», объяснить к отработке этого понятия. Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники – позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности (например, поставить ученика в положение участника соревнований). Компьютерные технологии способны сделать учебно-воспитательный процесс интересным, эффективным и качественным. Они побуждают школьников к заинтересованности, активизации познавательной деятельности, углублению межпредметных связей. Возможность учителя физкультуры: применение компьютера на отдельных учебных занятиях; управление познавательной деятельностью учащегося во время занятий, выбор решения на основе анализа данных, умение изменить действие в зависимости от условий (на уроке, на соревнованиях).

Уроки физической культуры включают большой объём теоретического материала, на изучение которого выделяется минимальное количество часов, поэтому использование электронных презентаций позволяет эффективно решить эту проблему. Уроки становятся более интересными, наглядными и динамичными. Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические сведения, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам непосредственно, вот в решении этих задач на помощь учителю и приходят новые информационные технологии. Из внешней мотивации «вырастает» интерес к предмету.

 Мной разработана серия электронных учебников, описывающих методику обучения техническим приёмам и тактическим действиям игры баскетбол в средней школе, ряд презентаций по различным темам. Так, например, при прохождении тема «Индивидуальные и групповые действия в нападении и защите при игре в баскетбол», учителю не всегда удаётся добиться на уроках необходимых тактических действий. Намного проще будет выполняться отработка учащимся их действия на площадке, после показа обучающих видеофрагментов. В начале урока необходимо вспомнить основные правила игры, при этом, опять же, используем компьютер. Учащиеся разбирают различные, предложенные учителем, варианты индивидуальных и групповых тактических действий, предлагают свои, заранее обсужденные в группах (в ходе урока применяются групповые технологии). Если у школьника возникло недопонимание или необходимо ещё раз акцентировать внимание на том или ином эпизоде в определённом техническом или тактическом приёме, можно воспользоваться гиперссылками. Удобно и разбирать ошибки. При проведении таких уроков у учащихся развиваются коммуникативные способности, формируются умения выбирать оптимальные решения или предлагать варианты решений сложных ситуаций, возникающих на площадке. Такая визуальная информация вызывает у учащихся положительные эмоции, возрастает мотивация, всё это несёт познавательную нагрузку.

Использование информационных технологий на уроках физкультуры позволяет вывести урок на качественно новый уровень, охватить больший объём изучаемого материала, сделать более доступным и понятным объяснение любого двигательного действия, повысить интерес и мотивацию учащихся.
Яндекс.Метрика