Приветствую Вас, Гость

ИЗ ОПЫТА ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС МОУ ЦО «АЛЬЯНС»

 

Домбровская Галина Дмитриевна, Марченко Татьяна Анатольевна,

МОУ центр образования «Альянс», п.Харик Куйтунского района

 

Информатизация школы задача не простая. Не достаточно укомплектовать школу компьютерами.

Необходимо идти от задач, а не от техники, т.к. информатизация образовательного учреждения – это процесс создания единой информационной и образовательной среды, которая включает совокупность технических, технологических, программных, функциональных, мультимедийных, информационных, телекоммуникационных и методических средств, позволяющих использовать в образовательном и управленческом процессах новые информационно-коммуникационные технологии, осуществлять сбор, хранение и обработку информации по всем аспектам деятельности школы, что, в свою очередь, обеспечивает выход на новый качественный уровень образования и управления.

Исходя из этого, существует две основные области информатизации в нашем центре образования – образовательная и управленческая. Они тесно взаимосвязаны.

Для того, что бы центру образования перейти на новый уровень нами были поставлены ниже следуемые цели и задачи.

Цели:

•        повышение качества образования через активное внедрение информационно-коммуникационных технологий;

•        создание единого информационного пространства центра образова-ния.

Для достижения цели, определены следующие задачи:

•        использование информационно-коммуникационных технологий для непрерывного профессионального образования педагогов;

•        активизация школьников в ходе учебного процесса;

•        обеспечение условий для формирования информационно-коммуникационной культуры обучающихся;

•        создание условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство.

Для решения данных задач была  проведена теоретическая подготовка учителей.

Это организация и проведение ряда педсоветов и семинаров:

•        Использование современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе для активи-зации творческого потенциала обучающихся.

•        Проектирование и управление единой информационной средой центра.

•        Применение тестовых, обучающих программ, мультимедийных учебников, ЭОР на уроках.

Также была организована и практическая подготовка учителей.

Проведены курсы для учителей:

•        75% педагогов прошли курсы обучения на курсах повышения квалификации в области ИКТ.

•        23 педагога прошли обучение по курсам Microsoft «Партнёрство в образовании» на базе учебного центра Microsoft «Академия учителей» при ГОУ ДПО «Иркутский институт повышения квалификации работников образования», январь, 2009г.

•        10 педагогов прошли дистанционные курсы «ИКТ компетентность педагога»,  «Компьютерная грамотность», январь 2012г.

•        ИИПКРО,  август 2011г. «Создание Сайта в среде редактора Joomla 1.6»;

•        ИИПКРО, январь 2011г. «Внедрение пакета свободного программного обеспечения.

На протяжении ряда лет была обеспечена работа постоянно действующего семинара по информатизации, что позволило всем учителям школы овладеть навыками работы на компьютере на уровне пользователя.

В результате большинство педагогов стали систематически использовать информационно-коммуникационные технологии в своей практической деятельности на уроках, внеклассной, воспитательной работе.

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках необходимо, уроки становятся ярче и живее.  Банк электронных презентаций центра образования пополняется ежегодно благодаря активной работе обучающихся и учителей. Обучающиеся осваивают информационные технологии   быстро. Пример, урок по теме «Человек на войне», за 30 минут необходимо найти в Интернете 16 ключевых понятий и оформить их на слайдах. Через 18 минут  работа выполнена. Технология проста – понятия распределили между всеми обучающимися, каждый сделал свой слайд, потом один быстро соединил в общую презентацию по сети (о шаблоне оформления тоже договорились), работу презентовали, самое необходимое перенесли в тетради. Результат: у обучающихся сформированы компетенции «работы в команде» и навыки работы c  приложением Microsoft Office: Power Point, Internet Explorer, Word.

Работа в сети – это просто и легко, но необходима дозировка, нельзя забывать о традиционных формах получения учебной информации.

С целью повышения эффективности методической работы, полной реализации запросов педагогов в школе начата деятельность по созданию единого информационного пространства. Активно используются федеральные интернет-порталы «Российское образование» (www.edu.ru), портал электронных образовательных ресурсов и др., используется электронная «Энциклопедия административной работы в школе». Через Интернет учителя школы имеют возможность познакомиться с новыми педагогическими технологиями, материалами, участвовать в конкурсах.

 Для того, чтобы процесс информатизации образования шёл целенаправленно необходимо:

Совокупность моделей и мероприятий.

Первый блок «Ресурсообеспечение» –  это программные средства (стандартный пакет Microsoft Office, Open Office, идёт переход на СПО),  некоторые программные продукты были приобретены школой, организация локальной, глобальной компьютерной сети,  формирование и развитие банка программно-педагогических и мультимедийных средств (приобретены электронные учебники по всем предметам, энциклопедии, развивающие игры , программы тренажёры и т.д. на 70 тыс.), подготовка педагогических кадров к работе с программно-педагогическими средствами (проведена учеба по работе с мультимедийным оборудованием), разработка локальных нормативных актов, регламентирующих использование новых педагогических технологий и управление ими, совершенствование оргструктуры управления в целом и системой информатизации в частности.

Второй блок мероприятий «Внедрение ИКТ в образовательный процесс» –  это дальнейшее развитие системы обучения (установка мультимедийного оборудования и технических средств в кабинеты (биологии, географии,  литературы, русского языка, истории, физики, математики, нач.школу, ОБЖ)).

Хотелось бы остановиться на использовании электронных учебников при проведении опытов по физике:

      Рассмотрим опыт «Прямолинейность распределения света»;

      2-й опыт «Применение призм в перископе»;

      3-й опыт «Преломление света в воде».

•        При проверке знаний используются тестирующие программы: входящие в электронные учебники, программы-тренажёры ЕГЭ, созданные учителями и обучающимися.

•        Предметные презентации,  программы-тренажёры, разработанные учителями по предметам тесты и кроссворды  (созданные в программе Mi-crosoft Excel), которые используются при объяснении, закреплении, повторении материала, контроле усвоения новой темы.

•        В образовательном процессе используются и продукты, созданные обучающимися (презентации по различным предметам, рефераты, доклады, рисунки, художественная обработка фотографий, литературный альманах «Истоки» и школьная газета «Альянс», издаваемые обучающими под руководством учителей литературы).

•        Использование новых возможностей в воспитательной работе,  дополнительном образовании (олимпиады, факультативы, кружки, конкурсы, элективные курсы, проектная деятельность, конференции) с применением ИКТ.

•        Создание банка физического и психического развития учащихся.

•        Использование новых возможностей в работе с родителями.

•        Дистанционное обучение обучающихся в математической, физической, экономической школах г.Новосибирска; участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, викторинах;  участие в проекте Межрегионального центра качества и инноваций –  "Развитие познавательной деятельности учащихся в области ИКТ" (17 обучающихся);

•        Применение ИКТ в управлении:

o       компьютерный мониторинг обученности школьников;

o       широкое использование образовательных интернет-ресурсов;

Созданы и непрерывно пополняются:

•        база данных по педагогическим кадрам (приложение Microsoft Excel);

•        база данных по отслеживанию результатов обучения (приложение Microsoft Excel);

•        база данных о выпускниках школы;

•        база данных психологической службы (Microsoft Word);

•        социологический мониторинг (Microsoft Excel);

•        мониторинг здоровья обучающихся (Microsoft Excel);

•        социальный паспорт школы (Microsoft Word);

•        нормативных документов управления образования, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса;

•        результативности работы учителя;

•        уровня обученности школьников;

•        психолого-педагогических проблем обучения и воспитания отдельных школьников;

•        Тарификация педагогических кадров;

•        Учебный план;

•        Табель учёта рабочего времени;

•        Проведение семинаров, педсоветов и т.д.

Третий блок мероприятий «Информационно-имиджевая деятельность» – это:

•        Центр образования имеет свой сайт, информация на котором регулярно обновляется и пополняется. На сайте все участники образовательного процесса (учителя, родители, обучающиеся) могут найти для себя всю необходимую информацию: нормативные документы, полезные советы,  расписание уроков, кружков и секций, план работы, учебный план, публичный отчёт и много другой полезной информации.

•        На протяжении ряда лет наши учителя являются активными участниками Всероссийского фестиваля «Открытый урок», по результатам которого педагоги получили дипломы и сертификаты.

Работы представлены в номинации «Урок по предмету», «Портфолио». 2007-2008 у.г. приняли участие 9 педагогов; 2008-2009 у.г приняли участие 5 педагогов; 2009-2010 у.г. приняли участие 12 педагогов; 2010-2011 у.г. приняли участие 8 педагогов.

Кроме этого, обучающиеся являются активными участниками конкурсов: Детский экологический центр «Ноосфера» г. Москва «Деревья патриархи»,  Детская областная библиотека им. Марка Сергеева «Три символа на фоне истории» - проект символов; Центр детско-юношеского туризма и краеведения Научно-практическая конференция, Московские улицы и переулки; дистанционная экономическая олимпиада 2010 г. -3 место; 2011 г. - IХ заочная открытая олимпиада школьников Вологодской области по праву –диплом победителя; VI Заочная Многопрофильная Олимпиада-ПСТГУ «Аксиос» – 2 место, грамота участника; VI Заочная Многопрофильная Олимпиада-ПСТГУ; IХ заочная открытая олимпиада школьников Вологодской области по обществознанию –грамота.

•        Привитие обучающимся информационной культуры; учим детей работать с информацией;

•        Дистанционные курсы; 2 учителя школы получили удостоверение о прохождении данных курсов (г. Москва университет им Ломоносова); в этом учебном году 10 учителей школы прошли дистанционные курсы «ИКТ компетентность педагога», «Компьютерная грамотность»;

•        Создание электронной библиотеки и т.д.

Четвертый блог «Мониторинг процесса информатизации» –  разработка индикаторов оценки уровня информатизации в центре образования, оценка эффективности использования в ней средств информатизации, сравнительная оценка качества знаний, получаемых обучающимися с помощью новых технологий и традиционным образом, оценка соответствия достижений целям, регулирование процесса и т.д.

Эффективность информатизации школы оценивается по следующим критериям:

• Создание единого информационного пространства.

Показатели:

–  повышение эффективности образовательного процесса;

–  автоматизация организационно-распорядительной деятельности школы.

• Повышение уровня информационной культуры как составляющей профессионального мастерства учителя.

Показатели:

–  создание условий для творческого роста всех участников образовательного процесса с помощью использования информационных технологий;

–  повышение качества образования;

–  повышение квалификационных категорий учителей;

–  распространение и обобщение опыта учителей через участие в научно-методических и научно-практических семинарах, конференциях, публикациях, в том числе в интернет-форумах;

– создание оптимальных условий для взаимодействия семьи и школы че-рез единое информационное пространство образовательного учреждения;

–  эффективность использования сайта.

• Повышение информационной культуры обучающихся.

Показатели:

–  использование компьютерной технологии в самостоятельной работе;

–  участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях с использованием интернет-технологий и интернет-ресурсов.

Яндекс.Метрика