Приветствую Вас, Гость

НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Данчинова Наталья Викторовна,

МБОУ «Кутуликская средняя общеобразовательная школа»,

п. Кутулик Аларского района

 

В век новых технологий  учитель невольно ищет новые методы и приемы преподавания своего предмета. Наряду с предметами «легкими » хочется, чтобы русский язык был любимым и понимаемым детям. Но этого невозможно достичь, если преподавание русского языка и литературы  не сделать интересным.

В условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной и экономической жизни страны возрастает роль образования, интеллектуального труда. Условием возникновения опыта стало улучшение материально-технической базы школы и внедрение в педагогический процесс информационно-коммуникационных технологий. Так и в нашей обычной сельской школе, благодаря спонсорам была установлена интерактивная доска, и приобретены компьютеры. Учитель может пока и не знает всех возможностей этой доски, но активно использует ее для презентаций, просмотра фильмов, выхода в интернет и другое.

Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя персонального компьютера,  поэтому в основном звене педагогу нужно активно использовать современные интерактивные технологии, развивая  в ребёнке  умения работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами. В процессе использования ИКТ на уроках формируется умение школьников самостоятельно обрабатывать информацию, что в свою очередь формирует у учащихся умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, развивает умение осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность. Использование этой технологии открывает для учителя новые методические возможности подготовки и проведения уроков русского языка и литературы (и не только этих предметов), повышает эффективность и качество обучения, позволяет формировать культуру умственного труда, развивает внимание, творческую активность, дисциплинированность школьников.

В концепции стандартов общего образования второго поколения в Российской Федерации (научный руководитель авторского коллектива разработчиков федеральных государственных образовательных стандартов А.М. Кондаков, член-корреспондент РАО) отмечается обновление содержания образования и использование новых технологий.

В содержание образования закладывается развитие новых процессуальных умений:

·     самостоятельно заниматься своим обучением и получать нужную информацию;

·     работать в группе и принимать решения;

·     использовать новые технологии  информационные и коммуникативные.

Мотивы, побуждающие педагога  к применению ИКТ на уроке, как правило, следующие:

·     повышение уровня профессиональной культуры;

·     развитие плодотворного сотрудничества с учащимися;

·     возможность самореализации и самоутверждения;

·     повышение авторитета среди учащихся и коллег.

Сопоставляя уроки, проводимые с помощью ИКТ, и обычные уроки, я пытаюсь  как можно больше уроков проводить в аудитории , где есть компьютеры.

 Уже в привычку входит тестирование наиболее слабых детей в начале урока. Всем учителям русского языка и литературы  обычно не хватает времени провести фронтальный опрос, а если он и проведен, то все недочеты ребенка все равно не видно. Поэтому  я провожу индивидуальные тесты в начале урока. Это занимает совсем немного времени, зато результат виден сразу. Например, одну неделю мы отрабатываем орфограмму «Правописание О, Е после шипящих». Ребенку не становится страшно, он видит знакомый экран, с красочными картинками:

Одной из ярких примеров новых технологий является «Технология критического мышления через чтение и письмо». Критическое мышление – это не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются в ходе развития и обучения ребенка. Он формируется быстрее, если на уроке дети постоянно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают свои работы с другими работами в данной области. Работая с данной технологией уже практически 2 года, я пришла к выводу, что наиболее эффективной она является тогда, когда уроки проходят в аудиториях, где есть компьютеры.

Непременным условием проведения уроков  с применением технологии критического мышления является использование мультимедийной презентации.

На первом этапе урока «вызов», в задачи которого входит актуализация имеющихся знаний и представлений по изучаемой теме, я в заготовку таблицы вписываю те понятия, которые нам нужно обобщить  или вспомнить. Например:

Знаю

 

 

Как пишется не с глаголами

Не любит

Ненавидит

 

 

По методике ЧПКМ в стадии «Вызов» (знаю) нужно пробудить интерес детей к данной теме, поэтому заготовка таблицы у меня яркая, текст и шрифт красивого цвета, на что дети обращают внимание. Таким образом пропасть между учителем и учеником сокращается, дети понимают, что от них требуется, они не боятся дальнейшего продолжения урока, дети столкнулись с тем, что им уже знакомо.

Далее в презентации открываю следующий слайд, который выглядит так:

Знаю

Хочу узнать

 

Как пишется не с глаголами

Не любит

Ненавидит

Как пишется не с существительными

 

Здесь дети, глядя на тему урока, самостоятельно записывают в тетрадях , то что они хотят узнать. На втором этапе – «осмысление» идет непосредственный контакт с новой информацией (это может быть фильм, текст, работа на интерактивной доске и другое). Учащиеся работают в группах, коллективно, важно то, что информация ими добыта самостоятельно, и они спешат с нею поделиться. Перед выступлением каждой группы учащихся, в презентации открываю следующий слайд, в котором при помощи анимации, по щелчку мыши, выскакивают правильные ответы. Например, ученик говорит: «Если без НЕ не употребляется». Учитель щелкает мышью, в графе «Узнал» появляется правильный ответ.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Как пишется не с глаголами

Не любит

Ненавидит

Как пишется не с существительными

Если без НЕ  не употребляется

Неряха

 

Последняя графа звучит как итог урока, который дети подводят самостоятельно. Я думаю, что без компьютера, проектора или интерактивной доски применение этой новой технологии было бы затруднительным. Во-первых, у учителя, использовавшего эту технологию, всегда есть дома заготовка таблицы, а это уже почти половина плана урока. Во-вторых, рисовать таблицу на доске долго, и она уже не так привлекает внимание учащихся, как цветная на экране. В-третьих, при таком подходе происходит глубокое усвоение знаний детьми. В-четвертых, приводит к качественному повышению эффективности образовательных ресурсов.

Таким образом, использование компьютерной техники на уроках дает возможность:

·     повышать у учащихся интерес к изучаемому предмету;

·     облегчить формирование у учащихся основных понятий по изучаемой теме, т.к. дети могут несколько раз пройти на компьютере новый материал, обратиться к справке, пройти тестирование;

подготовиться к самостоятельному усвоению дисциплин. 
Яндекс.Метрика