НЕОБХОДИМОСТЬ
ПРИМЕНЕНИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Данчинова Наталья Викторовна,
МБОУ «Кутуликская средняя
общеобразовательная школа»,
п. Кутулик Аларского района
В век новых
технологий учитель невольно ищет новые
методы и приемы преподавания своего предмета. Наряду с предметами «легкими »
хочется, чтобы русский язык был любимым и понимаемым детям. Но этого невозможно
достичь, если преподавание русского языка и литературы не сделать интересным.
В условиях интенсивного
развития инновационных процессов в общественной и экономической жизни страны
возрастает роль образования, интеллектуального труда. Условием возникновения
опыта стало улучшение материально-технической базы школы и внедрение в
педагогический процесс информационно-коммуникационных технологий. Так и в нашей
обычной сельской школе, благодаря спонсорам была установлена интерактивная
доска, и приобретены компьютеры. Учитель может пока и не знает всех
возможностей этой доски, но активно использует ее для презентаций, просмотра
фильмов, выхода в интернет и другое.
Современный школьник
уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя
персонального компьютера, поэтому в основном звене педагогу нужно активно
использовать современные интерактивные технологии, развивая в
ребёнке умения работать с необходимыми в повседневной жизни
вычислительными и информационными системами. В процессе использования ИКТ на
уроках формируется умение школьников самостоятельно обрабатывать информацию,
что в свою очередь формирует у учащихся умение принимать оптимальное решение
или предлагать варианты решения в сложной ситуации, развивает умение
осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность. Использование
этой технологии открывает для учителя новые методические возможности подготовки
и проведения уроков русского языка и литературы (и не только этих предметов),
повышает эффективность и качество обучения, позволяет формировать культуру
умственного труда, развивает внимание, творческую активность,
дисциплинированность школьников.
В концепции стандартов
общего образования второго поколения в Российской Федерации (научный руководитель
авторского коллектива разработчиков федеральных государственных образовательных
стандартов А.М. Кондаков, член-корреспондент РАО) отмечается обновление
содержания образования и использование новых технологий.
В содержание
образования закладывается развитие новых процессуальных умений:
·
самостоятельно
заниматься своим обучением и получать нужную информацию;
·
работать в
группе и принимать решения;
·
использовать
новые технологии информационные и
коммуникативные.
Мотивы, побуждающие педагога к
применению ИКТ на уроке, как правило, следующие:
·
повышение
уровня профессиональной культуры;
·
развитие
плодотворного сотрудничества с учащимися;
·
возможность
самореализации и самоутверждения;
·
повышение авторитета
среди учащихся и коллег.
Сопоставляя уроки, проводимые с помощью ИКТ, и обычные уроки, я пытаюсь как можно больше уроков проводить в аудитории
, где есть компьютеры.
Уже в привычку входит тестирование наиболее слабых детей в начале урока.
Всем учителям русского языка и литературы
обычно не хватает времени провести фронтальный опрос, а если он и
проведен, то все недочеты ребенка все равно не видно. Поэтому я провожу индивидуальные тесты в начале
урока. Это занимает совсем немного времени, зато результат виден сразу. Например,
одну неделю мы отрабатываем орфограмму «Правописание О, Е после шипящих». Ребенку
не становится страшно, он видит знакомый экран, с красочными картинками:
Одной из ярких примеров
новых технологий является «Технология критического мышления через чтение и
письмо». Критическое мышление – это не отдельный навык, а комплекс многих
навыков и умений, которые формируются в ходе развития и обучения ребенка. Он
формируется быстрее, если на уроке дети постоянно ищут информацию, соотносят
то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают свои работы с
другими работами в данной области. Работая с данной технологией уже практически
2 года, я пришла к выводу, что наиболее эффективной она является тогда, когда
уроки проходят в аудиториях, где есть компьютеры.
Непременным условием
проведения уроков с применением
технологии критического мышления является использование
мультимедийной презентации.
На первом этапе урока
«вызов», в задачи которого входит актуализация имеющихся знаний и представлений
по изучаемой теме, я в заготовку таблицы вписываю те
понятия, которые нам нужно обобщить или
вспомнить. Например:
Знаю |
|
|
Как пишется не с глаголами Не любит Ненавидит |
|
|
По методике ЧПКМ в
стадии «Вызов» (знаю) нужно пробудить интерес детей к данной теме, поэтому
заготовка таблицы у меня яркая, текст и шрифт красивого цвета, на что дети
обращают внимание. Таким образом пропасть между учителем и учеником
сокращается, дети понимают, что от них требуется, они не боятся дальнейшего
продолжения урока, дети столкнулись с тем, что им уже знакомо.
Далее в презентации
открываю следующий слайд, который выглядит так:
Знаю |
Хочу
узнать |
|
Как пишется не с глаголами Не любит Ненавидит |
Как пишется не с существительными |
|
Здесь дети, глядя на
тему урока, самостоятельно записывают в тетрадях , то что они хотят узнать. На
втором этапе – «осмысление» идет непосредственный контакт с новой информацией
(это может быть фильм, текст, работа на интерактивной доске и другое). Учащиеся
работают в группах, коллективно, важно то, что информация ими добыта
самостоятельно, и они спешат с нею поделиться. Перед выступлением каждой группы
учащихся, в презентации открываю следующий слайд, в котором при помощи
анимации, по щелчку мыши, выскакивают правильные ответы. Например, ученик
говорит: «Если без НЕ не употребляется». Учитель щелкает мышью, в графе «Узнал»
появляется правильный ответ.
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
Как пишется не с глаголами Не любит Ненавидит |
Как пишется не с существительными |
Если без НЕ не употребляется Неряха |
Последняя графа звучит
как итог урока, который дети подводят самостоятельно. Я думаю, что без
компьютера, проектора или интерактивной доски применение этой новой технологии
было бы затруднительным. Во-первых, у учителя, использовавшего эту технологию,
всегда есть дома заготовка таблицы, а это уже почти половина плана урока.
Во-вторых, рисовать таблицу на доске долго, и она уже не так привлекает
внимание учащихся, как цветная на экране. В-третьих, при таком подходе
происходит глубокое усвоение знаний детьми. В-четвертых, приводит к
качественному повышению эффективности образовательных ресурсов.
Таким образом,
использование компьютерной техники на уроках дает возможность:
· повышать
у учащихся интерес к изучаемому предмету;
· облегчить
формирование у учащихся основных понятий по изучаемой теме, т.к. дети могут
несколько раз пройти на компьютере новый материал, обратиться к справке, пройти
тестирование;