Приветствую Вас, Гость

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

(из опыта работы МБОУ  г. Иркутска «Лицей №1»)

 

Четвертаков Вячеслав Иванович,

МБОУ г. Иркутска «Лицей №1»

 

Одной из доминирующих тенденций развития цивилизации в ХХI веке является глобальная информатизация общества.  Благодаря стремительному увеличению возможностей новых информационных технологий формируется информационная среда обитания и жизнедеятельности людей, складывается информационное общество.

Информационное общество – это общество, в котором социально-экономическое развитие зависят, прежде всего, от производства, переработки, хранения, распространения информации среди членов общества. В «информационном обществе»… происходят интеллектуализация и информатизация производства и всего общества в целом» [1. с 140].

Перед современным образованием ставится задача – подготовить обучающихся к условиям жизни и профессиональной деятельности в информационном обществе, научить их действовать в этой среде, использовать ее возможности и защищаться от негативных воздействий. Для решения этой задачи  требуется информационная ориентация образовательного учреждения.

С 2006 года наш лицей работает над этой проблемой. Целевая программа «Информатизация образовательного процесса» Программы развития базировалась на идее изменения содержания образования через информационно-образовательную среду и повышение качества лицейского образования при помощи использования ИКТ.

Целю проекта информатизации лицея являлось создание образовательно-информационной среды, адаптированной к потребностям и особенностям системы лицейского образования, служащей целям развития современного информационного мышления всех участников образовательного процесса.

В течение  нескольких лет было проведено:  модернизация парка компьютерной/цифровой техники, открыт 3-ий компьютерный кабинет (черчения), создана локальная сеть с выделенным сервером, проведено комплектование библиотеки и учебных кабинетов мультимедийным оборудованием,  внедрены сетевые пакеты программ для автоматизации учебного процесса и оптимизации управления в лицее, создан официальный сайт лицея http://1licey.ru / с целью совершенствования ресурсного обеспечения образовательного процесса.

На сегодняшний день в лицее имеются три компьютерных кабинета (2-информатики, 1 – черчения), 9 мультимедийных кабинетов, 2 кабинета оборудованы интерактивной доской. Все компьютерные кабинеты оснащены  современными компьютерами типа Pentium- III и IV. Всего в Лицее№1 63 компьютера (стационарных и ноутбуков). Количество учащихся на 1 компьютер составляет 5 человек. 

В 2010-2011 году создан и функционирует  Информационно-ресурсный центр «LiceyPortal.ru».  Данное подразделение создано с целью организации целенаправленного процесса создания единого информационного пространства лицея, определения и разработки стратегических направлений его развития, установления контактов с внешними организациями по вопросам использования информационных и коммуникационных технологий в образовательной и управленческой  деятельности и является общественно-административным органом.

К основным направлениям деятельности ИРЦ относятся: изучение потребительского спроса на информационные ресурсы, повышение ИКТ - компетентности педагогических и руководящих кадров, обеспечение учебного процесса с использованием мультимедийной поддержки, формирование банка данных образовательных ресурсов, сопровождение медиатеки, создание информационной базы с использованием ресурсов глобальной сети, организация постоянного доступа к средствам ИКТ, организация INTERNET-представительства лицея.

С 2008  года в лицее была создана и действовала локальная сеть, которая  являлась неотъемлемой частью системы управления.  Она объединяла: все учебные кабинеты лицея, административные помещения, библиотеку, актовый и спортивный залы. Через локальную сеть  осуществлялся выход в Интернет (быстрый, лимитированный, объем трафика в месяц = 80 Гбайт).

С  марта  2012 года,  в здании лицея  развернута современная wi-fi сеть, на базе оборудования от компании «Netgear» http://netgear.ru/. Точки доступа Prosafe Wireless-N WNAP210 в здании лицея, имеют среди прочих, стандарт IEEE 802.3af Power over Ethernet (PoE), что позволяет обеспечивать точки доступа требуемым напряжением питания, без необходимости подключения к ним  адаптеров питания. Питание точек происходит по информационному кабелю UTP, подключенному к SMART-коммутатору Prosafe PoE GS110TP, что позволило сократить кабельную шину. Каждая точка доступа, поддерживает одновременное подключение до 35 пользователей, а централизованное подключение точек доступа к контроллеру беспроводных точек доступа Prosafe 16-AP WMS5316, обеспечивает сбалансированную нагрузку, на все точки доступа. Так, если подключение пользователей к одной из точек превышает максимальное, то система перенаправляет пользователя на соседнюю, менее загруженную точку доступа. Таким образом, благодаря централизованному управлению точками доступа, можно легко сконфигурировать все подключенные точки доступа в единую, локальную, сбалансированную и защищенную сеть.

Кроме задач управления, с помощью локальной сети решаются учебные задачи.  Одним из достоинств  локальной сети является предоставление лицеистам возможности самостоятельно изучать учебный материал, разрабатывать индивидуальные или совместные проекты в любое удобное для обучающегося время и в любом свободном кабинете лицея, имеющего компьютер, без участия преподавателя. Предоставление учащимся возможности доступа к ресурсам сети Интернет, позволяет им  устанавливать электронные связи между любыми «информационными единицами», хранящимися в сети, использовать знания, накопленные человечеством. 

Доступ лицеистов к интернет ресурсам происходит через систему «NetPolice» http://www.netpolice.ru/, на стороне провайдера «Деловая сеть» http://www.dsi.ru/, что позволяет оградить лицеистов от нежелательного контента в среде Internet. Педагоги имеют возможность демонстрации учебного материала в любом помещении лицея. Всем участникам образовательного процесса обеспечивается постоянный и свободный доступ к информационным ресурсам. С 2008  года в лицее создан лицейский сайт, который  соответствует современным требованиям, предъявляемым школьным образовательным ресурсам.

Основной целью работы сайта является  развитие единого информационного пространства Лицея для  оперативного ознакомления всех участников образовательного процесса и других заинтересованных лиц с образовательной деятельностью Лицея. Через работу сайта осуществляется: информирование участников образовательного процесса о внутренних событиях и внешних событиях лицея и деятельности лицейского самоуправления; презентация деятельности МОУ, достижений учащихся и педагогического коллектива, его особенностей, истории развития, реализуемых образовательных программ, формирование позитивного имиджа Лицея.

Структура сайта:

·        Новости (ежедневное обновление);

·        О лицее (вкладки – визитная карточка, историческая справка,  информация о педагогическом коллективе лицея, фото и видео материалы);

·        Нормативные документы (Устав лицея, Лицензия, локальные акты);

·        Учебный процесс (Учебный план, расписание учебных занятий, графики);

·        Самоуправление (Положение, состав);

·        Интерактив (форум, блог, письмо директору);

·        Электронный журнал (Система Net School);

·        Ученику (учебные материалы, информация по олимпиадам и НПК);

·        Учителю (методические материалы);

·        Родителю (информация для родителей, советы психолога);

·        В ГОД УЧИТЕЛЯ;

·        Публичный отчет;

·        Фонд «Развитие».

На сайте присутствуют элементы интерактивности – система регистрации, опрос, форум,  где обучающиеся,  родители, педагоги и администрация лицея активно ведут дискуссии между собой; имеются социальные сервисы, предоставляющие возможность для посетителя не только воспринимать предложенный материал, но и проявить активность на сайте – добавлять к сетевому контенту свои дневники, статьи, фотографии, аудио и видео записи, оставлять свои комментарии.

Сайт обеспечивает  открытость деятельности образовательного учреждения, а также активное продвижение информационных и коммуникационных технологий в практику работы Лицея.

Педагоги лицея хорошо понимают и осознают важность проводимых преобразований. Они в системе работают над повышением своей ИКТ-компетентности. Проводят уроки с применением ИКТ технологий. Мотивируют обучающихся на участие  в различных дистанционных олимпиадах, конференциях, конкурсах.

Мы считаем,  что образование,  ориентированное на развитие современного информационного мышления, невозможно дать, изложить, сформировать, преподнести. Его можно лишь обеспечить организацией такой среды, которая бы, основываясь на широком использовании информационных и коммуникационных технологий, в максимальной степени способствовала развитию потенциала личности обучающихся.

 

Литература

1.   Аль-Ани, Н.М. Философия техники: очерки истории и теории/учебное пособие [Текст]  / Н.М. Аль-Ани. - СПб.: ООО «А-принт»,  2004. -184 с.

Яндекс.Метрика