Приветствую Вас, Гость

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

 

Четина Татьяна Юрьевна,

ОГБОУ СПО ИТМ, г. Иркутск

 

В настоящее время профессиональное образование ориентировано на подготовку компетентного, гибкого, конкурентоспособного специалиста. Будущий специалист должен уметь плодотворно сотрудничать, собирать, оценивать, представлять и использовать информацию, применять мультимедиа и коммуникационные технологии. Реалии современного образования и в частности, предмета физики таковы, что объём информации, который необходимо освоить обучающемуся, возрастает с каждым учебным годом. Практически каждый урок несет в себе большой объём новой информации, и если студент не имеет достаточных навыков обработки получаемой им информации, он теряет интерес, как к процессу обучения, так и к самому предмету. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе обучения физике является одним из способов повышения мотивации обучения, а также способствуют развитию творческой личности. Практика показывает, что сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных, расширяет рамки образовательного процесса, позволяет повысить его практическую направленность, сделать его более результативным и увлекательным.

Преподавание физики представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. ИКТ применяются нами как при проведении уроков, так и в организации внеурочной деятельности обучающихся. Использование компьютера на уроках физики позволяет сделать процесс обучения мобильным.

Можно выделить такие достоинства компьютера, как интерактивность и мультимедийность (от английского «multimedia» – многокомпонентная среда). Интерактивность позволяет быстро выполнять определенные действия, а мультимедийность дает возможность показывать тексты и изображения, а также воспроизводить звук и музыку. Мультимедийность  облегчает процесс запоминания, делает урок более интересным и динамичным.

При подготовке к урокам с использованием ИКТ технологий можно создавать презентации к уроку, таблицы, опорные конспекты. Электронные презентации дают возможность преподавателю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядный материал к уроку. Уроки, составленные при помощи программы PowerPoint , входящей в состав пакета программ MS Office, эффективны в работе над информацией. Облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. В презентациях я подбираю разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели, которые позволяют учащимся углубить знания. Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». При подготовке презентации заранее продумывается структура урока, последовательность слайдов предполагает определенный темп и логику изложения материала, т.е. создается сценарий проведения урока.

Привлекая обучающихся к самостоятельной разработке учебных материалов, можно добиться активизации их познавательного интереса. Так, учащимися групп операторов ЭВМ и преподавателем физики были созданы обучающие программы - презентации по темам: «Кинематика материальной точки», «Законы Ньютона», «Импульс», «Закон Кулона», «Геометрическая и волновая оптика», «Фотоэффект», «Состав и строение атомных ядер», «Деление ядра урана и цепная ядерная реакция» и другие. Кроме того, на уроках я использую различные готовые электронные обучающие программы: «Открытая физика», «Уроки физики  Кирилла и Мефодия», «Библиотека наглядных пособий. Физика»,  «1С: Репетитор», энциклопедия по астрономии  «Red  Shift 3» и другие. Для расширения кругозора учащихся, получения дополнительного материала, выходящего за рамки учебника, большую пользу может принести использование ресурсов Интернета и электронных энциклопедий.

Работа преподавателя в компьютерной технологии включает организацию учебного процесса в целом. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет делать процесс обучения разнообразным и интенсивным. В частности, процесс записи определений, законов и других важных частей материала становится более быстрым, так как преподаватель выводит текст на экран и ему не приходится повторять его несколько раз. При решении физических задач на уроках можно демонстрировать студентам аккуратные, четкие образцы оформления решений задач и процессы, описанные в условии задачи. Текстовый редактор MS Word позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал в необходимом количестве. Очень эффективными на уроке могут быть тесты, кроссворды, разработанные в компьютерном варианте.

Новые информационные технологии позволяют получать не усредненную  информацию, а увидеть продвижение каждого студента в процессе обучения. Использование нестандартных форм контроля знаний – один из способов формирования положительной мотивации к процессу обучения и повышения его качества. Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволяет преподавателю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех обучающихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного учащегося.

Нами ведется активная работа по отбору и разработке средств для осуществления тестирования обучающихся по всем разделам предмета физика. Использование тестов помогает не только экономить время преподавателя на уроке, но и дает возможность студентам самим оценить свои знания и потенциал. Тестирование может проходить в форме, близкой к традиционной, когда сначала на слайдах появляются вопросы и варианты ответов, затем появляется правильный ответ. Также можно создать разные варианты тестов и использовать различные типы ответов (выбрать вариант, продолжить формулировку, найти соответствие, установить последовательность) и сложность вопросов (легкий, средний, сложный, очень сложный).

В процессе обучения физике нами создаются как контролирующие, так и обучающие тесты по различным темам. Обучающие тесты на компьютере позволяют вернуться к пропущенным вопросам и сделать «работу над ошибками». Для студента важно то, что сразу после выполнения теста он получает объективный результат с указанием ошибок. При этом надо отметить, что создание тестов требует больших временных затрат.

Еще одной из форм контроля знаний обучающихся на уроках физики являются кроссворды, которые создаются с помощью специальных программ или использованием стандартной программы MS Excel. Кроссворды можно использовать для закрепления материала после прохождения любой темы.

Многие физические явления не могут быть продемонстрированы в условиях учебного кабинета. К примеру, это явления микромира, либо опыты с приборами, отсутствующими в кабинете. В результате, студенты испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить. Компьютер может создавать модель таких явлений. К сожалению, оснащение кабинета физики не всегда позволяет проводить некоторые лабораторные работы, требующие более сложного оборудования. Использование ИКТ позволяет выполнить лабораторные работы любой сложности. Здесь можно продемонстрировать эксперимент, который нельзя провести в реальных условиях. При этом у студента есть возможность описать наблюдаемое физическое явление, составить план предлагаемой практической работы, прервать эксперимент, остановить его или повторить ту часть, которая плохо усвоилась, проанализировать увиденное, сделать соответствующие выводы. Такой подход развивает самостоятельность, инициативу и способствует повышению интереса учащихся к изучаемому предмету.

Достижения современных технологий позволяют широко использовать интерактивные доски на уроках. Интерактивная доска использует различные стили обучения: визуальные, слуховые или кинестетические. Интерактивная доска позволяет делать необходимые записи на уроке и сохранять их, управлять демонстрацией визуальных материалов, создавать библиотеку изображений и шаблонов, а также вернуться к любому этапу урока. Студенты могут видеть большие цветные изображения и диаграммы, которые можно как угодно передвигать. Работая с интерактивной доской, преподаватель может активно комментировать материал: выделять, уточнять, добавлять записи посредством электронных маркеров, делать пометки и рисовать прямо поверх изображения, использовать разные цвета и способы выделения, а также возможности любых приложений и веб-ресурсов. Благодаря наглядности и интерактивности, обучающиеся вовлекаются в активную работу: обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа. При решении физических задач, в случае возникновения вопросов по ранее решенным задачам, можно быстро к ним вернуться, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение.

Обобщая опыт использования ИКТ на уроках физики, можно сделать вывод, что спектр их возможностей в образовательном процессе достаточно широк. Применение ИКТ усиливает мотивацию обучения и познавательную активность студентов, способствует повышению интереса к изучаемому предмету, экономии учебного времени, более глубокому усвоению материала на уроках. Также постоянно поддерживает преподавателей в состоянии творческого поиска дидактических новаций.

Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Яндекс.Метрика