Приветствую Вас, Гость

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ
 ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА
«ТЕХНОЛОГИЯ. ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ТРУД»

 

Чарная О.М.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №77» г. Иркутска

 

Несмотря на созвучность имен («технология», «информационные технологии») зачастую на практике мы сталкиваемся с тем, что учителя технологии незаслуженно обходят своим вниманием  возможности применения информационно-коммуникационных  технологий в учебной деятельности. А между тем, использование ИКТ позволяет значительно снизить трудоемкость обучения, повысить его эффективность и сэкономить время, как учителю, так и учащимся.

Данная статья освещает результаты совместной работы автора и учителя высшей квалификационной категории Чарной Ирины Петровны (МОУ СОШ № 4 г. Новозыбкова Брянской области), которая уже не один год использует ИКТ при подготовке к уроку, непосредственно на уроке и при выполнении творческих проектов.  

Использование информационных технологий при подготовке к уроку

 Существенную помощь учителю обслуживающего труда при подготовке к занятиям могут оказать различные мультимедийные энциклопедии, которые довольно широко представлены на рынке цифровых изданий. Примером такого продукта является «Энциклопедия женского рукоделия» (Меридиан). Ресурс  содержит объемную познавательную информацию о шитье, вязании, вышивке, переплетении и других техниках.
Материалы диска могут быть как источником информации для учителя, так и иллюстративным материалом при объяснении.

На уроках обслуживающего труда при изучении темы «Конструирование швейного изделия» много времени затрачивается учащимися на создание  таблицы с расчетами для выполнения построения чертежа швейного изделия (юбка, ночная сорочка, платье). При подготовке к таким урокам целесообразно распечатать таблицу с расчетными формулами и сам чертеж в масштабе 1:4, но без обозначения отрезков и точек. На уроке учащимся остается подставить в готовую таблицу с формулами свои мерки, выполнить расчет и на готовом чертеже обозначить соответствующий отрезок. Дома учащиеся используют таблицу и чертеж в масштабе при выполнении чертежа выкройки в натуральную величину.

Использование компьютера значительно снижает трудозатраты учителя и при создании схем приготовления блюд, составлении тестов и карточек-заданий для контроля знаний учащихся, при подготовке раздаточного материала для проведения дидактических игр. Например, игра лото. Традиционное лото выполняется из картона, и его изготовление вручную требует большой затраты времени. Гораздо быстрее и проще выполнить его на компьютере, пользуясь текстовым и графическим редакторами, а затем распечатать на принтере. И конечно, компьютер значительно снижает трудозатраты при подготовке раздаточного материала для игры - конкурса «Раскладка выкройки на ткани».  Использование сети Интернет обеспечивает доступ к необходимой информации.

Использование ИКТ на уроке

         При объяснении нового материала можно пользоваться как готовыми  компьютерными программами, так и созданными самим учителем или учениками в рамках проектной деятельности на уроках ОИВТ. Довольно эффективным будет использование иллюстративного материала (презентации) созданного в компьютерной программе PowerPoint обладающей возможностями анимации и подключения звукового сопровождения, что позволяет активизировать внимание учащихся и повышает интерес к изучаемой теме.

         При подготовке материала, сначала следует определить количество слайдов, необходимых для отображения информации по изучаемой теме, подобрать картинки и текст, а затем приступить непосредственно к работе в компьютерной программе  PowerPoint. Например, в 5 классе при изучении темы «Овощи. Блюда из овощей», первый слайд может содержать изображения овощей и таблицу содержания в них витаминов; второй и третий - блюда из сырых и вареных овощей; четвертый – виды заправок; пятый – схему первичной обработки овощей с пояснениями; шестой – формы нарезки овощей; седьмой – схему приготовления салата.

         Презентация «Стили одежды», например, позволяет познакомить и показать учащимся различные стили одежды, их особенности, влияние исторических эпох на моду в одежде, разнообразие современных стилей. Показ слайдов сопровождается рассказом учителя в сочетании с небольшими сообщениями учащихся, которые могут быть подготовлены ими в качестве домашнего задания.

  В шестом классе при объяснении темы «Мерки, необходимые для построения основы чертежа юбки» целесообразно применить компьютерную программу PatternsCAD. Эта программа показывает, какие мерки необходимы для построения чертежа юбки, и как правильно их снимать.  

         На экран выводится чертеж юбки и мерки фигуры. Учитель показывает приемы измерения фигуры с помощью манекена, затем показывает, как пользоваться данной программой, чтобы построить чертеж изделия. Учащиеся выполняют работу с использованием данной программы, и учитель делает распечатку чертежей в масштабе.

При запуске программы мы видим 2 окна: Просмотр, Выкройка. Окно Просмотр предназначено для выбора моделей (изделий). В окне Выкройка виден чертеж будущего изделия. В этом окне также реализован предварительный просмотр перед печатью.

         Пользуясь выше описанной программой можно выполнить снятие мерок и изготовить чертеж в нужном масштабе платья (9 класс), брюк, блузки, а также показать ее преимущество при изготовлении выкройки изделия.

         Для проверки знаний учащихся по любой теме очень удобно использовать тестовые задания. Даже, если учитель владеет компьютером на начальном уровне, он может самостоятельно составить тест для проверки знаний учащихся с помощью «Программы для составления и проведения тестов» (GoldSoftware) учитель. Кроме вышеупомянутой программы можно воспользоваться и другими похожими продуктами. Довольно большая подборка программ подобного плана размещена, например, на сайте школы № 31 г. Волгодонска (http://edu.of.ru/volsch31/default.asp?ob_no=2300). Кроме специальных программ, для создания тестов можно использовать и программу Excel, входящую в пакет MS Office. Компьютерные тестовые задания для проверки знаний учащихся повышают ее объективность и позволяют экономить время урока.

Использование ИКТ при выполнении творческих проектов

         Большие возможности дает компьютер при выполнении творческих проектов. Его можно использовать двояко: как информационно – справочную систему и как инструмент при разработке проекта. Творческие проекты обычно выполняют для удовлетворения нужд школы, дома, для отдыха и др. По этим сферам деятельности можно создать так называемый банк проектов, содержащий сведения о примерных возможных направлениях творческих работ, т.е. заложен банк проектов. Кроме  сведений об объектах труда, в банках данных могут содержаться образцы и описания уже выполненных проектов. Все эти сведения очень важны для выбора сферы проектной деятельности, подбора конкретного объекта труда, определения оптимальных технологий изготовления изделий и т.д.

         ИКТ следует использовать и непосредственно при разработке проекта.  С помощью компьютера могут быть разработаны а также распечатаны технологические карты на изготовляемые изделия, схемы вышивки, произведены экономические расчеты затрат на его создание и т.п.

         Наконец, сам отчет о выполнении творческого проекта лучше сделать на компьютере.

         И, в заключение, нельзя не отметить роль сети Интернет в изучении предмета «Технология. Обслуживающий труд» как при подготовке учителя к уроку, так и на уроке и при выполнении творческих проектов.

Существуют on-line-сервисы, позволяющие осуществлять всевозможные действия от  расчета калорийности блюд до подбора прически. Интернет представляет собой огромный банк актуальной и полезной информации по различным направлениям.  Приведем примеры наиболее крупных ресурсов Рунета.

Сайты по шитью и рукоделию:

1.      http://www.osinka.ru - On-line журнал «Осинка» (содержит обзоры последних модных тенденций, мастер-классы по различным вида рукоделий, содержательный форум с описаниями всевозможных техник и т.п.);

2.     http://www.season.ru/ - Клуб любителей шитья «Сезон» (Большое количество фасонов, собранных в специальной Галерее, мастер-классы, ссылки на статьи и темы форума по шитью и рукоделию);

3.     www.BURDA.ru - сайт журнала «Бурда»;

4.     http://journal.knigka.info - Электронная библиотека журналов;

5.     www.kroyka.ru – электронный курс кройки и шитья;

Сайты, посвященные кулинарии:

1.     www.gotovim.ru – кулинарный портал,  содержащий не только большой банк рецептов, но и различные статьи и книги по кулинарии;

2.     http://millionmenu.ru/rus/recipes/collection - профессиональная кухня и рецепты с фото;

3.     http://www.cooking-book.ru/ -   журнал, содержащий тысячи рецептов, а также интересные факты из области кулинарии, словарь и т.д.

Яндекс.Метрика