ВСЕРОССИЙСКИЙ ДИСТАНЦИОННЫЙ КОНКУРС
«МЕНДЕЛЕЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ-2009»
Целиковская
Е.В.
МОУ «Средняя
образовательная школа №1», г. Шелехов
Применение
информационно-коммуникационной технологии, организация информационного
образования – это объективная реальность современной действительности.
Использование компьютера в образовательном процессе способствует приобщению
учащихся к достижениям научно-технического прогресса, расширению их кругозора,
усилению учебно-познавательных интересов.
Активизацию
процесса формирования ИК-компетентности учителям надо начинать с самих себя.
Для этого созданы прекрасные условия на Федеральном образовательном портале «Сеть
творческих учителей» (http://it-n.ru), организованном в начале 2006 года по инициативе
корпорации Майкрософт. Портал является крупнейшим учительским Интернет-проектом
России, который патронируется Академией повышения квалификации и переподготовки
педагогических кадров. В результате работы портала создана целая система
активно работающих сообществ, мастер-классов, ИКТ-фестивалей
учителей-предметников, методических марафонов… Цель
данной статьи: показать процесс организации и реализации дистанционного предметного
конкурса на портале «Сеть творческих учителей».
Всё
началось с интересной идеи: ознаменовать 175-летие со дня рождения и 140-летие
со дня открытия Периодического закона Д.И. Менделеева особым мероприятием. 5
августа 2009 года в сообществе ХИМОЗА указанного портала несколькими учителями
из разных российских школ была организована творческая группа, разработавшая
положение и основные этапы Всероссийского дистанционного конкурса «Менделеевские
чтения-2009». Этот конкурс проводится с сентября 2009 по февраль 2010 года в 4
этапа. Главная цель конкурса: повышение
профессионального мастерства педагогов, стремящихся к приобретению навыков
сетевого взаимодействия и обмену опытом в использовании ИКТ.
Участие
в конкурсе может быть как полным, так и выборочным. На первом этапе необходимо
составить «Викторину по произведениям Д.И.Менделеева» из 10 вопросов с ответами на
них и ссылками на первоисточники. Задание второго этапа: отыскать в мемуарных,
эпистолярных документах, материалах, воспоминаниях современников и описать два
курьёзных случая из жизни Д.И. Менделеева. Истории не должны быть вымышленными,
а иметь ссылки на первоисточник (документ, публикацию...). Третий этап –
создание презентации по теме, раскрывающей «Значение научной деятельности и
признание заслуг Д.И.Менделеева». Четвёртый этап – «Книжная полка», в рамках
которой публикуются сценарии и методические разработки мероприятий разного
уровня, посвящённых празднованию юбилея Д.И.Менделеева. Заканчивается конкурс
рефлексией, подведением итогов, награждением победителей и самых активных
участников.
Конкурс
охватил большое число участников - 42 команды учеников под руководством
учителей химии, физики, истории, литературы, экономики из разных регионов
России - от Владивостока до Калининграда. Экспертами конкурсных этапов стали
педагоги из города Стерлитамак, Республики Башкортостан; города Строитель,
Белгородской области; города
Нижнекамска, Республики
Татарстан; Увельского района, Челябинской области; посёлка Анна, Воронежской области.
Участники
делятся впечатлениям на Форуме: «Прочитала положение о
Менделеевских чтениях, очень захотела попробовать свои силы. Приободрила и
сподвигла подать заявку заинтересованность в данном проекте ребят. Приятно
работать со всей страной. Ярославцева
Ф.М., г. Горнозаводск, Уральский федеральный округ»; «Кто бы ни победил в
этом соревновании сильнейших, главное, что всем нам очень интересно, что мы
находим новых друзей и единомышленников в разных концах России. А, может, мы
проглядели, и наш конкурс стал международным? Феоктистова Т.И., г.Москва».
Регистрация
участников конкурса прошла через создание и публикацию Поздравительных
буклетов. Конкурсанты отмечают: «Создание
буклета - очень интересное дело. Наш буклет был выполнен в программе Microsoft
Office Publisher. Мы постарались выразительным фоном золотистого цвета показать
торжественность момента. На первой странице - портрет ученого и его известные
труды. Так как буклет поздравительный, мы поместили пожелания всем участникам
конкурса. На внутренней стороне буклета – название нашей команды. Здесь мы
постарались показать, что изучение творчества Д.И.Менделеева в нашей школе
имеет давние традиции. Технически сделать все было непросто, но у нас
получилось! Ребятам очень понравилась эта работа. Водолазская О.А., г. Алакуртти, Мурманской области».
На
сегодняшний день завершился только первый
этап конкурса. Из отзывов его участников: «Работая над составлением
викторины, пришлось много потрудиться. Данный процесс оказался
увлекательным и познавательным не только для школьников, но и для меня лично.
При изучении работ Д.И. Менделеева мы сравнивали вопросы, которые он ставил в
своих публикациях и статьях с современной действительностью, многие из них
актуальны и в наши дни… Наш кабинет химии оснащен компьютером и интерактивной
доской, поэтому нашу работу я уже использую на уроках при изучении
соответствующих тем. Губина Г.В., г.
Йошкар-Ола, Республика Марий Эл»; «Было интересно всё: читать текст,
напечатанный сто лет назад, составлять вопросы, формулировать ответы. На уроках
я использую полученную информацию, провожу свои "Менделеевские
чтения". Классы с удовольствием воспринимают это, интересуются жизнью
Дмитрия Ивановича. Фрагменты его работ я распечатала и показала ребятам.
Интерес был очень большой! Савастюк Т.И.,
Калиниградская область»; «Мы - жители села, литературы нужной нет, не
удалось получить произведения Д.И. Менделеева и через обменный библиотечный
фонд. Пришлось полагаться на материалы "всемирной паутины", на
помощь коллег и знакомых. Радует то, что ребята старались, а как много узнали
интересного! Мы теперь ориентируемся в электронных библиотечных фондах,
каталогах. Научились терпению, слаженности в командной работе. Жупанская Л.И., Красноярский край»; «Интересный вариант - использование
текста статьи Президента России Д.А.Медведева «Россия, вперед!» и отрывков из
работ Д.И.Менделеева «К познанию России», «Заветные мысли». Я уже попробовала
на уроке в 8 классе. Результат работы даже удивил – насколько ребятам было
интересно. Дубакина Г.Ф., г.Москва».
Впереди
– новые этапы конкурса, но уже сейчас видны первые результаты его работы,
которые отмечают сами участники: «Хочется сказать еще раз слова
благодарности организаторам «Менделеевских чтений-2009», потому что это такая
благодатная почва в деле воспитания подрастающего поколения! Мне кажется, что все
здесь в большом плюсе – и дети, и педагоги. Политова
С.В., г. Щёлково, Московской области».
В
настоящее время в сети Интернет реализуется огромное число самых разных
дистанционных проектов, направленных на индивидуальное или коллективное
участие. Преимущества конкурса «Менделеевские чтения-2009» состоят в его
бесплатности, доступности, хорошей информативности, высокой активности
участников, публикации конкурсных материалов в документах Библиотеки для
открытой общественной экспертизы, в возможности обсуждения конкурсных
материалов и работы экспертов на Форуме.