Приветствую Вас, Гость

ВСЕРОССИЙСКИЙ ДИСТАНЦИОННЫЙ КОНКУРС

«МЕНДЕЛЕЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ-2009»

 

Целиковская Е.В.

МОУ «Средняя образовательная школа №1», г. Шелехов

 

Применение информационно-коммуникационной технологии, организация информационного образования – это объективная реальность современной действительности. Использование компьютера в образовательном процессе способствует приобщению учащихся к достижениям научно-технического прогресса, расширению их кругозора, усилению учебно-познавательных интересов.

Активизацию процесса формирования ИК-компетентности учителям надо начинать с самих себя. Для этого созданы прекрасные условия на Федеральном образовательном портале «Сеть творческих учителей» (http://it-n.ru), организованном в начале 2006 года по инициативе корпорации Майкрософт. Портал является крупнейшим учительским Интернет-проектом России, который патронируется Академией повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. В результате работы портала создана целая система активно работающих сообществ, мастер-классов, ИКТ-фестивалей учителей-предметников, методических марафонов… Цель данной статьи: показать процесс организации и реализации дистанционного предметного конкурса на портале «Сеть творческих учителей».

Всё началось с интересной идеи: ознаменовать 175-летие со дня рождения и 140-летие со дня открытия Периодического закона Д.И. Менделеева особым мероприятием. 5 августа 2009 года в сообществе ХИМОЗА указанного портала несколькими учителями из разных российских школ была организована творческая группа, разработавшая положение и основные этапы Всероссийского дистанционного конкурса «Менделеевские чтения-2009». Этот конкурс проводится с сентября 2009 по февраль 2010 года в 4 этапа. Главная цель конкурса: повышение профессионального мастерства педагогов, стремящихся к приобретению навыков сетевого взаимодействия и обмену опытом в использовании ИКТ.

Участие в конкурсе может быть как полным, так и выборочным. На первом этапе необходимо составить «Викторину по произведениям Д.И.Менделеева»  из 10 вопросов с ответами на них и ссылками на первоисточники. Задание второго этапа: отыскать в мемуарных, эпистолярных документах, материалах, воспоминаниях современников и описать два курьёзных случая из жизни Д.И. Менделеева. Истории не должны быть вымышленными, а иметь ссылки на первоисточник (документ, публикацию...). Третий этап – создание презентации по теме, раскрывающей «Значение научной деятельности и признание заслуг Д.И.Менделеева». Четвёртый этап – «Книжная полка», в рамках которой публикуются сценарии и методические разработки мероприятий разного уровня, посвящённых празднованию юбилея Д.И.Менделеева. Заканчивается конкурс рефлексией, подведением итогов, награждением победителей и самых активных участников.

Конкурс охватил большое число участников - 42 команды учеников под руководством учителей химии, физики, истории, литературы, экономики из разных регионов России - от Владивостока до Калининграда. Экспертами конкурсных этапов стали педагоги из города Стерлитамак, Республики Башкортостан; города Строитель, Белгородской области; города Нижнекамска, Республики Татарстан; Увельского района, Челябинской области;  посёлка Анна, Воронежской области.

Участники делятся впечатлениям на Форуме: «Прочитала положение о Менделеевских чтениях, очень захотела попробовать свои силы. Приободрила и сподвигла подать заявку заинтересованность в данном проекте ребят. Приятно работать со всей страной. Ярославцева Ф.М., г. Горнозаводск, Уральский федеральный округ»; «Кто бы ни победил в этом соревновании сильнейших, главное, что всем нам очень интересно, что мы находим новых друзей и единомышленников в разных концах России. А, может, мы проглядели, и наш конкурс стал международным? Феоктистова Т.И., г.Москва».

Регистрация участников конкурса прошла через создание и публикацию Поздравительных буклетов. Конкурсанты отмечают: «Создание буклета - очень интересное дело. Наш буклет был выполнен в программе Microsoft Office Publisher. Мы постарались выразительным фоном золотистого цвета показать торжественность момента. На первой странице - портрет ученого и его известные труды. Так как буклет поздравительный, мы поместили пожелания всем участникам конкурса. На внутренней стороне буклета – название нашей команды. Здесь мы постарались показать, что изучение творчества Д.И.Менделеева в нашей школе имеет давние традиции. Технически сделать все было непросто, но у нас получилось! Ребятам очень понравилась эта работа. Водолазская О.А., г. Алакуртти, Мурманской области».

На сегодняшний день завершился  только первый этап конкурса. Из отзывов его участников: «Работая  над составлением викторины,  пришлось много потрудиться.  Данный процесс оказался увлекательным и познавательным не только для школьников, но и для меня лично. При изучении работ Д.И. Менделеева мы сравнивали вопросы, которые он ставил в своих публикациях и статьях с современной действительностью, многие из них актуальны и в наши дни… Наш кабинет химии оснащен компьютером и интерактивной доской, поэтому нашу работу  я уже использую  на уроках при изучении соответствующих тем. Губина Г.В., г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл»; «Было интересно всё: читать текст, напечатанный сто лет назад, составлять вопросы, формулировать ответы. На уроках я использую полученную информацию, провожу свои "Менделеевские чтения". Классы с удовольствием воспринимают это, интересуются жизнью Дмитрия Ивановича. Фрагменты его работ я распечатала и показала ребятам. Интерес был очень большой! Савастюк Т.И., Калиниградская область»; «Мы - жители села, литературы нужной нет, не удалось получить произведения Д.И. Менделеева и через обменный библиотечный фонд.  Пришлось полагаться на материалы "всемирной паутины", на помощь коллег и знакомых. Радует то, что ребята старались, а как много узнали интересного! Мы теперь ориентируемся в электронных  библиотечных фондах, каталогах. Научились терпению, слаженности в  командной работе. Жупанская Л.И., Красноярский край»;  «Интересный вариант -  использование текста статьи Президента России Д.А.Медведева «Россия, вперед!» и отрывков из работ Д.И.Менделеева «К познанию России», «Заветные мысли». Я уже попробовала на уроке в 8 классе. Результат работы даже удивил – насколько ребятам было интересно. Дубакина Г.Ф., г.Москва».

Впереди – новые этапы конкурса, но уже сейчас видны первые результаты его работы, которые отмечают сами участники: «Хочется сказать еще раз слова благодарности организаторам «Менделеевских чтений-2009», потому что это такая благодатная почва в деле воспитания подрастающего поколения! Мне кажется, что все здесь в большом плюсе – и дети, и педагоги. Политова С.В., г. Щёлково, Московской области».

В настоящее время в сети Интернет реализуется огромное число самых разных дистанционных проектов, направленных на индивидуальное или коллективное участие. Преимущества конкурса «Менделеевские чтения-2009» состоят в его бесплатности, доступности, хорошей информативности, высокой активности участников, публикации конкурсных материалов в документах Библиотеки для открытой общественной экспертизы, в возможности обсуждения конкурсных материалов и работы экспертов на Форуме.

Проводимый конкурс показывает его высокую профессиональную значимость как для учащихся и учителей, так и самих организаторов. Разработать и организовать подобный конкурс под силу каждому, было бы желание и упорство в достижении поставленной цели.
Яндекс.Метрика