ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Буйновская Марина Анатольевна,
МБОУ «Лицей №1», г. Иркутск
20
лет я работаю школе
учителем русского языка
и литературы. Эти предметы
считаются в образовательных программах
одними из сложных. Чтоб заинтересовать учащихся,
применяла и применяю в работе технические средства
обучения. Сначала это были проигрыватели и диапроекторы, после видеомагнитофоны и магнитофоны и, наконец,
компьютеры с проектором!!!!
Я убеждена,
что задача каждого
учителя-словесника – сделать
каждый урок привлекательным и
по-настоящему современным.
Сегодня я
хочу поделиться своим опытом использования компьютера при подготовке к урокам,
на уроках и во внеурочной деятельности.
Во-первых, всегда
стараюсь применить ИКТ при изложении
нового материала: визуализация знаний
(демонстрационно-энциклопедические программы, видеофильмы, аудиозаписи текстов, программы
создания презентаций).
Презентации составляю сама, привлекаю материалы из интернета, учащиеся готовят сами.
Во-вторых, применяю
ИКТ на этапе закрепления изученного
материала (программы-тренажеры) и при
контроле и проверке изученного (программы для тестирования и
контроля).
Применение информационных технологий в
преподавании русского языка
и литературы
– это не
дань моде, а
необходимость: они способствуют
совершенствованию практических
умений и навыков,
позволяют эффективнее организовать
самостоятельную работу и индивидуализировать процесс
обучения, повышают интерес к урокам
словесности, активизируют познавательную деятельность учащихся.
Компьютер использую
на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; закреплении;
повторении; контроле знаний, умений и навыков.
При этом для ребенка он выполняет
различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения,
сотрудничающего коллектива, игровой среды.
Рассмотрим конкретные примеры использования Power Point на уроках.
Современный урок литературы
невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами
искусства. Конкретно-наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и поэтому
запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт работы с
иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед учителем
всегда стоит проблема раздаточного материала. Эту проблему мне помогают
решить компьютерные информационные технологии, которые дают возможность
подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала. У
меня собрана хорошая видеотека художественных фильмов, дисков по МХК. Ученики за урок могут
не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и
просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и
даже побывать на экскурсии в музее.
Подготовка к такому уроку становится
творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов
урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным,
увлекательным и запоминающимся.
Компьютер, конечно, не может на
уроке литературы заменить живое слово учителя, изучение художественного
произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником.
Тренажёр,
контроль за умениями, навыками учащихся
Тестовый контроль и
формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность
быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание
обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для
оценивания в современной системе обработке информации.
Помогают решить эти проблемы учебные
компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее
время создано достаточно много.
Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся
Компьютерные технологии дают
самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. При
умелом наставничестве педагога подросток учится среди обилия информации в
Интернете находить нужную, учится обрабатывать эту информацию, что является
наиболее важной задачей. Все мы уже сталкиваемся с тем, что наши ученики
приносят аккуратно переписанные с сайтов сочинения, бездумно и совершенно без
усилий перепечатанные доклады и рефераты. Есть ли польза в такой «работе»? Минимальная:
все же нашел, что искал, и сумел выкрутиться из проблемы. Что может сделать учитель,
чтобы подобная работа все же приносила пользу? Создать необходимость обработать
найденную информацию, преобразовав ее, например, в виде опорной схемы,
презентации, тестовых заданий, вопросов по теме и т.п.
Самое элементарное применение
компьютера ребятами – редактирование текстов, набор текстов своих творческих
работ, своих стихов, составление сборников, создание компьютерных рисунков. Мои ученики
оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами
рисунки, схемы, помогают делать тесты, карточки по русскому языку и литературе, дидактический материал.