Приветствую Вас, Гость

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Буйновская  Марина  Анатольевна,

МБОУ «Лицей  №1»,  г. Иркутск

 

20  лет  я  работаю школе  учителем  русского  языка  и  литературы.              Эти  предметы  считаются  в образовательных  программах  одними  из  сложных. Чтоб заинтересовать учащихся, применяла и применяю в работе  технические  средства  обучения. Сначала  это были  проигрыватели и диапроекторы, после  видеомагнитофоны и магнитофоны и, наконец, компьютеры с проектором!!!!

Я   убеждена,   что  задача   каждого   учителя-словесника   –    сделать   каждый    урок   привлекательным  и  по-настоящему  современным. 

Сегодня я хочу поделиться своим опытом использования компьютера при подготовке к урокам, на уроках и во внеурочной деятельности.

Во-первых,  всегда  стараюсь применить ИКТ  при   изложении   нового   материала:      визуализация   знаний  (демонстрационно-энциклопедические         программы,  видеофильмы, аудиозаписи  текстов,   программы     создания    презентаций). Презентации составляю сама, привлекаю материалы из интернета, учащиеся  готовят сами.

Во-вторых, применяю ИКТ   на этапе закрепления изученного материала (программы-тренажеры) и   при контроле и проверке изученного (программы для тестирования  и  контроля).

Применение     информационных       технологий    в  преподавании     русского   языка    и   литературы  –  это  не  дань  моде,  а  необходимость:  они  способствуют  совершенствованию   практических  умений  и  навыков,  позволяют  эффективнее  организовать  самостоятельную    работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам  словесности, активизируют познавательную деятельность учащихся.

Компьютер  использую  на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; закреплении; повторении; контроле знаний, умений и навыков.

При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды.

  Рассмотрим конкретные примеры использования Power Point на уроках.

 Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Конкретно-наглядная основа урока  делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала.  Эту проблему мне помогают решить компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала. У меня  собрана хорошая  видеотека художественных  фильмов, дисков по МХК. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее. 

Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

 Компьютер, конечно, не может на уроке литературы заменить живое слово учителя, изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником.

Тренажёр, контроль за умениями, навыками учащихся

 Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации. 

Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много.

  Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся

 Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. При умелом наставничестве педагога подросток учится среди обилия информации в Интернете находить нужную, учится обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей. Все мы уже сталкиваемся с тем, что наши ученики приносят аккуратно переписанные с сайтов сочинения, бездумно и совершенно без усилий перепечатанные доклады и рефераты.  Есть ли польза в такой «работе»? Минимальная: все же нашел, что искал, и сумел выкрутиться из проблемы. Что может сделать учитель, чтобы подобная работа все же приносила пользу? Создать необходимость обработать найденную информацию, преобразовав ее, например, в виде опорной схемы, презентации, тестовых заданий, вопросов по теме и т.п.

 Самое элементарное применение компьютера ребятами – редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ, своих стихов, составление сборников, создание компьютерных рисунков.  Мои ученики  оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, карточки по  русскому языку и  литературе, дидактический материал.

    Использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.
Яндекс.Метрика