Приветствую Вас, Гость

Применение ИКТ на уроках в начальной школе по программе УМК «Перспективная начальная школа»

Брагина Светлана Дмитриевна
 учитель начальных классов
НОУ «Школа-интернат №23 ОАО «РЖД»

Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке растущей информации, т. к. современное общество становится информационным, и информационные технологии позволяют по- новому организовывать процесс обучения.

УМК «Перспективная начальная школа» предусматривает организацию образовательного и воспитательного процесса с использованием информационных технологий. Применение ИКТ на уроках подчинено дидактическим целям и задачам.

Программой УМК определены темы, связанные с применением компьютерных технологий на уроках. Уроки технологии предполагают связь с уроками информатики. Раздел « Практика на компьютере предусматривает обучение младших школьников использованию компьютерных программ как средств учебного назначения, что позволяет формировать умения и навыки для самостоятельного поиска информации, применения полученных знаний в жизни». Это позволяет школьникам работать с электронной энциклопедией, «отвечать на вопросы, оформлять электронный текст рисунком из электронной энциклопедии». Целью этой работы является – ориентация  учащихся на развитие умений самостоятельно добывать знания, на саморазвитие.

Учебные материалы по окружающему миру позволяют школьникам самостоятельно искать и отбирать нужную информацию. Программа содержит организацию работы « по самообразованию с использованием программных средств».  В учебнике размещены интернет-сайты по темам: «Вода», «Солнечная система», «Природные зоны» и др. Задания  в тетради для самостоятельных работ по окружающему миру побуждают младшего школьника обращаться к поиску информации на интернет- сайты.  Все  приобретенные знания учащиеся используют в практической и повседневной жизни.

В рамках учебного процесса применяю информационные технологии на разных этапах  урока. Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Использую работу со всем классом и группами. Так на уроках русского языка повторение и проверку по темам «Безударные гласные в корне слова », « Синтаксис », «Морфология провожу с компьютерной поддержкой. При таком подходе все учащиеся активно работают и получают отметку за урок. Более того, у ребенка на уроке всегда есть возможность получить помощь как со стороны учителя, так и со стороны товарищей.  При оценивании знаний по математике, русскому языку, окружающему миру использую тесты, созданные на компьютере. Это позволяет экономить время и систематизировать знания учащихся.

У современного ребенка появилось новое увлечение – компьютерные обучающие игры. Подача иллюстраций, музыкальных фрагментов, применение обучающих дисков на уроках литературного чтения, развития речи, окружающего мира увеличивает эффективность урока. Развивающие задания учат размышлять, самостоятельно находить верные ответы. Обучающие диски красочно иллюстрированы, с интересными заданиями, доступным изложением материала учат размышлять, учащиеся получают дополнительную информацию(«Природа и человек», «Гарфилд –первоклассникам» и другие).

Программы работают в режимах: обучение   с  «обратной связью» под управлением программы, обучение в свободном режиме, тестирование.

Обучающие компьютерные игры делают процесс обучения математике вдвойне интересным, способствуют развитию познавательной мотивации, развивают творческие навыки.

Уроки математики, русского языка тесно связаны с уроками информатики, их содержание положительно влияет на настрой учащихся. Познакомившись с опытом коллег, в качестве средств обучения при решении задач стала применять задачи с неполным условием. Учащиеся должны найти  недостающие данные.  Изучение на уроках информатики темы «Алгоритм» можно применить на уроках русского языка при проведении морфологического и синтаксического разборов, проверке изученных орфограмм. Изучение темы «Правописание безударных личных  окончаний глаголов» также предполагает связь с уроком информатики.

Очень гармонично входит в процесс обучения новый вид наглядности -мультимедийная презентация. Кроссворды, ребусы, иллюстрации, тесты способствуют развитию познавательного уровня школьников. К урокам окружающего мира дети выполняли отчет по путешествию по природным зонам России в виде презентации, к сотрудничеству привлекаются и родители. Интегрированные уроки по русскому языку и литературному чтению с использованием презентаций в УМК «Перспективная начальная школа» - это дидактическая модель восприятия целостности мира. Программа по развитию речи связана с живописными произведениями и с использованием музыкальных фрагментов.  Знания усваиваются активнее, развиваются мыслительная деятельность и творческое воображение.

 Уроки развития речи  по русскому языку провожу с  включением мультимедийных презентаций. Урок по теме «Работа с картиной В.Серова «Портрет Микки Морозова»  (3 класс) сопровождается музыкальными фрагментами, использованием текста учебника, словом учителя. Все это будит чувства ребенка, происходит накапливание эмоциональных впечатлений, проходит через все каналы восприятия информации младшего школьника. Работа по картине И.И. Левитана связана с уроками литературного чтения. Презентация и система вопросов позволяет исследовать картину И.И. Левитана «Тихая обитель» (Русский язык, часть 2, с.39,40). Эмоциональные впечатления, образность информации увлекает ребенка в творческий мир художника. Дополнением к успешному выполнению творческой работы является музыкальное сопровождение. Развитие речи осуществляется через развитие эмоциональной сферы.  Главным достоинством этого вида наглядности является эстетика и гармоничное соединение с планами уроков.

Работая по программе «Перспективная начальная школа», пришла к выводу, что применение ИКТ на уроках в комплексе с другими средствами обучения, способствует развитию учащихся, повышает эффективность урока.

На таких уроках ребенок является равноправным участником образовательного процесса. Применяя компьютерные технологии в учебном процессе, можно совмещать игровую и учебную деятельность ребенка.

Использование графических, звуковых возможностей информационных технологий помогает в развитии ребенка играючи, незаметно для него.

Применение ИКТ в начальной школе способствует проявлению творческого начала школьников, обеспечивает развитие интеллектуального потенциала будущего поколения и информационного пространства начальной школы.

Современный урок с применением информационных технологий формирует у учащихся умения самостоятельно работать с информацией. Помогать ребенку в этом будет только учитель, т. к. «активным творческим началом на уроке были и остаются учитель и его ученики».

Литература:

1.Н.В.Лободина «Развернутое тематическое планирование УМК «Перспективная начальная школа» , Волгоград 2010, стр.10, стр.164

2.О.В.Рыбъякова «Информационные технологии на уроках в начальной   школе»  стр.25   

Яндекс.Метрика