Приветствую Вас, Гость

Использование информационных технологий в работе учителя химии

Бортникова Тамара Николаевна, учитель химии МОУ Усть-Ордынская средняя школа №1 им.В.Б. Борсоева

 

    Сегодня информационные технологии становятся центральным звеном в системе образования, поскольку их применение позволяет изменить содержание, методы и формы обучения, дает возможность максимально индивидуализировать процесс обучения, способствует повышению мотивации к изучению предмета, стимулирует учащихся.

   Без информационных технологий уже не возможно представить обучение, работу и вообще современную жизнь.

   Практика показывает, что информационные технологии имеют немало преимуществ  перед традиционными методами обучения. Их использование расширяет рамки образовательного процесса, позволяет интенсифицировать его, повысить его практическую направленность, сделать его более результативным и увлекательным.

  Сегодня учащимся недостаточно успешно освоить базовый курс школьной программы, им необходимо научиться быть самостоятельными, работать с информацией и приобретать  знания. Только в этом случае они могут рассчитывать на успех в информационном обществе ХХ1 века.

Основная задача, стоящая перед системой школьного образования в современном обществе, - формирование основ информационной культуры будущего специалиста.

  Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей творчески  мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно – технологические умения.

   В настоящее время наблюдается падение престижа естественных наук, в том числе и химии. Одна из причин потери интереса – это непригодность ряда традиционно применяемых приемов обучения для нынешнего контингента учащихся. Однако химия – неотъемлемая часть культуры, поэтому необходима специальная  подготовка, приводящая учащихся к осознанию важности изучения  химии.

   Обучение химии связано с трудностями в познании учащимися сути процессов и явлений, происходящих в природе. Применение компьютерных технологий при изучении химии позволяют наглядно представить процессы и явления трудные для восприятия и понимания учащимися.

Использование различных форм работы с компьютером при изучении химии дает возможность учащимся повысить самостоятельную познавательную активность. В нашей школе созданы условия применения компьютерных технологий, поэтому  каждый  учитель обязан уметь работать с современными средствами обучения.

  На своих уроках я стараюсь  использовать компьютерные технологии рационально, не нагромождая урок информацией.

  При изучении химии особенно  широко может быть использован «метод проектов».

 Используя метод проектов, учащиеся постигают всю технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результатов. Хороший результат достигается при совместной работе ученика с учителем химии. В качестве домашнего задания к очередному уроку  учащиеся самостоятельно выполняют тот или иной этап работы над проектом. Определяются цели и задачи выбранного  проекта,  и координируется деятельность каждого участника.

  На уроке  - резюме «Углерод и его соединения» мы вместе с ребятами определили конкретные  задачи,  и учащиеся по группам решали эти задачи, оформляя их виде презентаций. Одна группа работала над использованием литературных произведений по данной теме, вторая над творческим заданием (выполнение проблемных опытов), третья над изменением содержания углекислого газа в атмосфере и его влиянием на здоровье человека. Учащиеся первой и  третьей группы  оформили свои отчеты в виде презентаций, а вторая группа представила свой отчет -  видеофильмом. Я считаю, что на этом уроке использование компьютерных технологий значительно повысило уровень образовательного процесса.

  На уроках изучения нового материала  компьютер использую для применения  электронных дисков, выбирая необходимые фрагменты или готовые презентации. При изучении органической химии, используя анимации,  показываю строение углеводородов, механизм образования водородных связей между спиртами и молекулами карбоновых кислот. В 9классе совместно с учениками – создали презентацию по теме « Еще раз о солях ».

   Выполнение лабораторных работ на уроках химии обязательно, но здесь также используется возможность проведения эксперимента в виртуальном мире (Виртуальные лабораторные работы в виде модулей ОМС) или  использование видеофильмов, например: по теме « Кислородные соединения углерода» проводится  эксперимент перед уроком и демонстрируется на занятии.

 Итогом  использования «метода проектов»  стал интегрированный проект (химия и развитие речи) « Здоровье дороже – золота»,  в рамках которого :

Ø   открытый урок  по «Урок - резюме» с применением ИКТ;

Ø презентации и брошюры по теме

Ø исследовательская работа « Качество питьевой воды поселка Усть- Ордынский»; 

На слайде показаны результаты работы:

 


На научно – практических конференциях, которые ежегодно проводятся в нашей школе,  учащиеся принимают участие,  используя при этом информационные технологии, готовят рефераты, доклады, участвуют в викторинах, а также защищают свои исследовательские работы.

Используя информационные технологии в своей работе,  я стараюсь решить проблемы, связанные с мотивацией учения, подготовкой учащихся к экзаменам,  к конкурсам и олимпиадам. По моему мнению, применение компьютеров создает психологическую комфортность обучения, способствует более успешному усвоению учебного материала, развитию творческих способностей учащихся.

 

 

               Литература

1.Семин А.Н. Компьютер в жизни учителя: расширение горизонтов творчества. Химия в школе, 2006.№8.

2. Платонова Т.И. Об использовании электронных презентаций. Химия в школе, 2007, №9.

3. Абрамова С.И. Компьютерные технологии на уроках химии. Химия. Приложение ПС, 2010, № 2.

4. Майорова М.Е. Компьютерные презентации на уроках химии. Химия. Приложение ПС, 2010, № 11

Яндекс.Метрика