Преподаватель информатики
Борходоева Александра Леонидовна,
ГОУ СПО Иркутский колледж экономики сервиса и туризма ,
электронный адрес: a_borhodoeva@mail.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ
К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ
ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
«Скажи
мне – и я забуду;
покажи мне – и я запомню;
дай сделать – и я пойму».
(Китайская притча)
Особая роль образования в современном мире,
превращение его в самую важную сферу человеческой деятельности делает проблему
подготовки будущих специалистов одной из приоритетных. Задача профессионального
образования – качественная подготовка будущих специалистов и формирование
их конкурентоспособности, отвечающая изменениям, происходящим на рынке труда. В
настоящее время наше учебное заведение профессионально образования
ориентировано в своем развитии на подготовку компетентного, гибкого,
конкурентоспособного специалиста. Профессионализм специалиста-выпускника
колледжа представлен
двумя группами: 1) профессиональной компетентности на основе квалификационного
стандарта; 2) профессиональной компетентности будущего специалиста как
личности. Профессионализм и конкурентоспособность специалиста можно отнести к
числу стратегических ценностей, которые наряду с ориентацией на собственные
силы и предприимчивостью способствуют преодолению индивидуального
психологического барьера, подавленности, пессимизма, неопределенности в
жизненной перспективе, упорядочивают всю систему жизнедеятельности в условиях
перехода к новым рыночным отношениям и в конечном счете помогают социуму выйти
из тупиковой ситуации. Следовательно, в процессе обучения в колледже у студента
формируется такая стратегическая ценность, как профессионализм.
В
современных условиях система образования предлагает разнообразные технологий в
подготовке специалиста, целью которых является не только трансляция знаний, а
выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого студента,
стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Новая
эпоха – высокоразвитая информационная среда, где студент должен получить
возможность получения дальнейшего образования с использованием информационных
технологии. Интеграция средств информационных технологии в образовательный
процесс предполагает применение в учебном процессе компьютера как эффективное
средство поддержки обучения студентов. Задача педагога умело и правильно
применять данные технологии в своей педагогической деятельности.
Информационные
технологии дают большие возможности для применения различных современных методик.
В своей профессиональной деятельности я применяю модульное обучение, проектную
методику и любую тему стараюсь показать применительно к профессиональной
компетенции. Например, в курсе «Информатика» для специальности «Документационное
обеспечение управления» по окончании изучения модуля «Текстовый редактор MS Word»
студенты должны подготовить презентацию о возможностях текстового редактора. Это
дает возможность студентам проанализировать и систематизировать свои знания и
умения, полученные по данному модулю. Практические задания в модуле – интегрированные
задания дисциплин «Информатика» и «Делопроизводство». При изучении модуля
«Текстовый редактор» в теме «Форматирование текста» задание основано на примерах оформления некоторых реквизитов –
оформление грифа утверждения, грифа согласования, подписи показано использование
маркеров и табуляции, в теме «Создание таблиц» – применение таблиц
для углового и продольного штампа, в теме «Использование и создание стилей» –
пример создания стиля для служебных писем, в теме «Шаблоны» –
использование шаблона для оформления договора, личной карточки и т.д.
Метод проектов
позволяет студентам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному
приобретению. В своей практике чаще использую мини проекты, позволяющие проверить
знания и умения студентов при изучении материала. Тот же пример с темой
«Текстовый редактор» и т.д. Метод проектов с использованием информационных
технологии удобен в подготовке студентов к ежегодной студенческой конференции в
нашем колледже. Цель проекта – познание объектов окружающей реальности;
изучение способов решения возникающих проблем, овладение навыками работы с
первоисточниками; постановка эксперимента, проведение опытов, овладение
навыками самоорганизации; умение ставить перед собой цели, планировать
деятельность; развивать навыки работы в группе. Под моим кураторством в
2009-2010 учебном году были изучены и представлены студентами доклады и
презентации на темы «Образование в России», «Единый государственный экзамен».