Приветствую Вас, Гость

Особенности  подготовки и проведения 

сетевого урока ИСТОРИИ

 

Безгубова Н. С.

 учитель истории МОУ «СОШ № 26», г.Зима

 

Место информационно- коммуникативных технологий в современном учебном процессе.

Профессионализм учителя во многом определяется требовательностью к себе. Не к ученикам, а именно к себе. Ученики могут казаться и невнимательными, и ленивыми, и слабыми, и заносчивыми, но учительская задача состоит в том, чтобы вооружить их знаниями, навыками добывать эти знания, умениями отзывчиво и инициативно сотрудничать с другими и развивать то лучшее, что делает человека человеком.

Современные условия заставляют учителя истории сочетать традиционные методы, которыми преподавание осуществлялось в течение десятилетий, с теми новациями, без которых наша работа стала бы простым повторением пройденного. Ведь чтобы завладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Сделать это совсем не просто.

Информационно-коммуникативные технологии становятся необходимым компонентом профессиональной культуры учителя.

Реальность такова, что все в большей степени учителя  становятся исследователями, строя свою работу на основе последних достижений педагогической и психологической наук. Приходится также осваивать возможности компьютерной техники и технологий для учебного процесса, которые стали совершенной потребностью для создания необходимого образовательного пространства каждому ученику, чтобы раскрыть его личностный потенциал через учебно-познавательную творческую деятельность во время урочных и внеурочных занятий.

Оснащение образовательных  учреждений компьютерной техникой и развитие сообщества сетей Интернет способствует развитию системы открытого и дистанционного образования.

В современных условиях работы с информацией целесообразно выработать у современных школьников

- навыки восприятия учебной информации с экрана;

- конструирование вербальной копии визуального образа;

- повышение информационной компетенции  и степеней свободы в обращении со знаковым материалом.

Особенности подготовки и проведения сетевого урока.

В рамках исполнения Национального Проекта «Образование» в направлении «Информатизация» Территориальным ресурсным центром информационной и научно-методической поддержки образования г.Зимы  с 1 по 29 ноября 2007 г. был объявлен открытый городской конкурс на лучшее сетевое мероприятие с использованием единой городской информационной образовательной сети. Мною был проведен учебный урок по истории Древнего мира по теме «Междуречье» для учащихся 5 класса МОУ «СОШ № 5» и МОУ «СОШ № 26».

Деятельность учителя при непосредственной разработке урока в большей степени связана с определением:

·        Целей урока, что необходимо для обеспечения целостности урока и фокусирования внимания на наиболее значимых результатах;

·        Дидактического аппарата – содержания, методов и средств обучения, необходимых для достижения поставленных целей;

·        Структуры урока, что совместно с применением дидактического аппарата должно содействовать включению учащихся в целенаправленную учебную деятельность.

Перед своим уроком я поставила следующие цели:

·        развитие интереса к глубокому изучению предмета

·        погружение школьников в мир истории через формирование представления о географическом положении, повседневной жизни и занятиях жителей Междуречья посредством использования современных информационных технологий.

 В ходе подготовки сетевого урока мною была определена схема действий:

1.     Выбор формы проведения урока. Целеполагание.

2.     Определение ожидаемых результатов

3.     Согласование даты и времени проведения урока

4.     Технические условия сетевого урока

5.     Содержание, методы и приемы предъявляемого материала

Выбор формы проведения урока. Целеполагание.

Из раздела «Передняя Азия в древности» был выбран вводно-обзорный урок по теме «Междуречье», проведенный в форме  урока-путешествия. Эта модель по сравнению с традиционной, более перспективна. Так как ходе занятия воссоздается панорама эпохи, происходит постижение связи времен, культур через встречу с жителем Междуречья, формируется способность самостоятельно открывать страницы истории и постигать их смысл, ценность, актуальность, приобретаются навыки ведения диалога. Активизация учащихся выражается в устных вопросах, ответах, в их личных суждениях. Таким образом данная форма урока существенно –

·        Повышает интерес учащихся к предмету;

·        Позволяет лучше запоминать формулировки, определения;

·        «Раскрепощает» ученика, его мышление.

 Определение ожидаемых  результатов.

Учащиеся должны:

знать: 1. Географическое положение  Междуречья

2. Особенности повседневной жизни и занятий жителей Междуречья

представлять, что:

1.     Междуречье, Двуречье, Месопотамия – названия одного государства

2.     Что такое клинопись

уметь

1.     Характеризовать государство

2.     Анализировать учебную картину

3.     Формулировать и задавать вопросы

4.     Решать познавательные задания

             Согласование даты и времени проведения сетевого урока.

 При этом учитывать:

·        Использование ресурсов – компьютерных классов МОУ «СОШ № 5» и МОУ «СОШ № 26»

·        Совпадение тематического планирования

·        Определение количества учащихся (группа или класс)

Технические условия сетевого урока.

·        Наличие городской информационной сети (из-за отсутствия Интернета в МОУ «СОШ № 26» использовалась площадка ТРЦ);

·        Использование мультимедиа технологий (показ презентации был в обоих школах);

·        Подготовка и оптимальное расположение необходимого оборудования (экранов, микрофонов, ВЕБ-камер, учебных мест);

·        Вспомогательный персонал (инженеры-программисты, учителя информатики, учителя предметники);

·        Тестирование видеосвязи (проводилось с помощью программы SKUPE,которая давала возможность установления видеорежима только с одной школой);

·        Конспект урока в текстовом формате с пояснениями.

 Содержание, методы и приемы предъявляемого материала, характер заданий.

     Сущностью и содержанием любого урока является обучение единству с двух сторон – работы учителя по организации процесса обучения и соответствующей деятельности учащихся. Результатом обучения является усвоение учащимися знаний, умений, навыков.

·        Главное – содержание должно соотноситься с целями обучения, образовательными стандартами и используемыми учебниками

·        Актуальность темы в соотношении с учебной программой

·        Соответствовать возрастным особенностям учащихся

·        Доступность материала, то есть должно быть отражено основное понятийное ядро темы

·        Речевая направленность предполагает проверку не только знания фактов, но и умение высказываться на предложенную тему

·        Чувство новизны и необычности и оригинальности

·        Наглядность, не только с помощью техники, но и реальных предметов – пальмы, фруктов, глиняной таблички

·        Дифференцированность, задания должны быть доступны для выполнения учениками разного уровня подготовки

Например, задание «Прочитайте  наши пословицы и выдержки из басен, посмотрите на рисунки, и  вы сможете сами назвать животных, которые живут в Междуречье»

                  Таким образом, сетевой урок состоится и получится тогда, когда будет четко спланирован. Данное мероприятие позволило мне выделить специфические особенности сетевого урока.

Творческие особенности сетевого урока:

·        Отказ от шаблона в организации урока, от рутины  и формализации в проведении

·        Максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке

·        Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока

·        Развитие функции общения на уроке как условия обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение личностного удовлетворения

·        «Скрытая дифференциация» (педагогическая целесообразная) учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям

·        Эмоциональный настрой

 Трудности:

1.     Объемная концентрация внимания учителя – в поле зрения учащиеся двух школ, техника, связь;

2.     Параллельность реализации тематического планирования – в силу объективных причин могут быть расхождения в сроках;

3.     Разный уровень подготовки учащихся;

4.     Слаженность в работе и взаимопонимание вспомогательного персонала – заинтересованность людей;

5.     Техническое обеспечение – качество связи.

Полезность и значимость сетевого урока

·        Сокращение пространства в общении;

·        Необычный уровень и опыт общения;

·        Новый путь приобретения знаний;

·        Совершенствование коммуникационного пространства;

·        Эмоциональное удовлетворение;

·        Повышение познавательной активности и любознательности учащихся.

 Заключение.

Во всех современных исследованиях подчеркиваются «потенциальные возможности компьютерных телекоммуникаций, которые благодаря дидактическим свойствам являются исключительно современными и перспективными для использования в сфере образования» (Е. С. Полат).

Уже накопленный опыт применения телекоммуникаций в различных сферах образования показал, что этот вид информационных технологий позволяет организовывать различного рода совместные исследовательские работы учащихся разных школ, учебных центров разных регионов. Информационные технологии позволяют создавать сеть дистанционного обучения, оперативно обмениваться информацией, идеями, планами по интересующим участников вопросам, темам совместных проектов, расширяя таким образом кругозор, повышая свой культурный уровень; формировать коммуникативные навыки, культуру общения.

 Конкурс позволил отработать методику проведения сетевых мероприятий. При этом стоит отметить очень быстрое развитие и применение новых программ – последняя ooVoo, позволяющая вовлечение большего числа пользователей в видеорежиме и  лучшее качество видеосвязи.

Мнения учащихся об уроке

«Мне понравился урок тем, что это был непростой урок, а сетевой. Потому что это было в первый раз. И мы, не выходя из школы, видели других пятиклассников, а они нас».                                    Степанов Сергей

«Мне понравился урок. На экране мы видели другую школу и общались с ребятами».                                                                           Легачев Анатолий

«Мне понравилось то, что в наше время мы можем учиться таким необычным способом, мы общаемся на расстоянии».           Батюк Дарья

«Мне понравилось: учитель, телемост, задания и вопросы, угощение, ребята из другой школы».                                                Фомичев Александр

«Мне понравился урок, потому что он очень интересный, мы узнали, чем питались, как одевались и как жили богатые и бедные люди Древнего Двуречья».                                                                        Михайлова Виктория

Яндекс.Метрика