Приветствую Вас, Гость

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ
КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ

 

Бегунова М.М., Щербакова А.В.

Профессиональный лицей №34, г. Ангарск

Мировая цивилизация вступила в принципиально новый этап своего развития, характерными особенностями которого являются интеллектуализация, технологизация, информатизация и глобализация экономики. На этом этапе ведущая роль человеческого фактора в экономическом развитии и национальном богатстве становится все более очевидной.

В обществе, основанном на знаниях, основным фактором социально-экономического развития становится человеческий капитал, который составляют опыт, умения, навыки человека, его творческие способности, моральные ценности и культура  труда.

Сегодня от профессионала требуется не столько обладание какой бы то ни было информацией, сколько умение ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания и другие ресурсы.

Следует отметить, что требования работодателей формулируются не только и не столько в формате «знаний» выпускников, сколько в терминах «умения», «способность», «готовность».

На данный момент практикой востребованы результаты профессионального образования не в виде того, что знает ученик лицея, а в форме его практической готовности (или способности) к деятельности в типовых, нестандартных ситуациях профессиональной жизни.

Таким образом, речь идет об особых образовательных результатах системы профессионального образования, в рамках которых знания выступают необходимым, но недостаточным условием достижения требуемого качества профессионального образования, - «профессиональной компетентности» и таких ее составляющих, как специальные профессиональные, так и ключевые (базовые)  компетентности.

Под ключевыми (базовыми)  компетентностями понимается:

- общение;

- сотрудничество;

- саморазвитие;

- решение проблем;

- работа с информацией.

Для успешного формирования базовых компетентностей обучение должно строиться на активной основе через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Этим требованиям отвечает метод проекта, который  всегда предполагает решение проблемы, предусматривающей: с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творчества.

В нашем учебном заведении для формирования общих (ключевых) компетенций наряду с прочими используется метод проектов. Вот уже в течение нескольких лет проектная деятельность ведется по нескольким направлениям.

В лицее работает поисковый отряд. Ученики и педагоги, входящие в этот отряд, ведут поиск и подбор материалов по истории лицея. Создана электронная версия летописи лицея, выпущен журнал. Ведется работа по поиску выпускников прошлых лет. Составляется каталог «Выпускники лицея – известные люди нашего города». Организуются встречи с выпускниками. Это способствует воспитанию патриотизма и гордости за достижения людей, которые работали в лицее, за достижения выпускников лицея, которые достигли в жизни определенных высот, дает учащимся уверенность в возможности успешно реализовывать себя в жизни.

Учащиеся выполняют работы по истории, биологии, химии, экологии, физике, информатике и представляют их на научно-практических конференциях. Например, на региональной студенческой научно-практической конференции «Компьютер в моей жизни и профессии», которая проходила в мае 2009 года в Профессиональном лицее №36 г. Ангарска был представлен ряд  проектов.

В номинации «Компьютер мой друг или враг» приняли участие две работы:

1) «Плюсы и минусы компьютера» (Комогорцев Данил, I курс профессия «Повар, кондитер», руководитель преподаватель общественных дисциплин Щербакова А.В.). Цель работы: изучить воздействие компьютера на человека. В данном проекте четко и красочно показаны положительные и отрицательные факторы при взаимодействии человека и компьютера. В текущем учебном году в рамках данного проекта предполагается изучение влияния компьютера на учащихся и работников нашего лицея. Проект получил диплом III степени.

2) «Исследование вредных факторов, влияющих на состояние здоровья людей, работающих за компьютером. Как сохранить и укрепить свое здоровье» (Гладков Андрей, Скрыпник Геннадий, II курс профессия «Наладчик КИПиА», руководитель преподаватель информатики Щербакова М.Н.). В работе очень подробно исследованы отрицательные воздействия компьютера на организм человека, было проведено анкетирование среди учащихся лицея и выявлены проблемы со здоровьем, которые испытывают наши учащиеся. В итоге ребятами был подготовлен видеоролик с рекомендациями как сохранить свое здоровье при общении с компьютером. Работа получила диплом II степени.

В номинации «Профессионал» участвовал проект «Создание баннеров на сайт  Профессионального лицея №34» (Кушнарева Татьяна, Кочуров Николай, Шушаков Василий, I курс профессия «Повар, кондитер, руководитель Малых Т.В.). В прошлом учебном году шла активная работа по созданию сайта лицея силами учащихся. Данный проект является частью этой работы. В ходе разработки  проекта учащиеся освоили навыки работы в программах Adobe Photoshop CS, CoffeeCup GIF Animator , которые являются профессиональными пакетами разработчиков интернет-сайтов. На сегодняшний день сайт действует, баннеры используются для профориентационной деятельности лицея (www//pl34angarsk.edu.mhost.ru). Проект получил диплом I степени.

В номинации «Информационные технологии в жизни и профессии» был представлен проект создания главы электронного учебника по истории Великой Отечественной войны «Блокада Ленинграда» (Выжанов Евгений, Бурцев Егор, II курс профессия «Сварщик», руководители преподаватели общественных дисциплин Щербакова А.В. и Бегунова М.М.). Эта работа является экзаменационным проектом учащихся в рамках продолжающейся работы над созданием полной версии учебника, посвященного истории Великой Отечественной войны. В ходе работы ребята освоили программы Adobe Photoshop CS, Microsoft FrontPage 2003 и Microsoft Movie Maker. Ими был систематизирован большой объем информации, использованы фотографии, плакаты, карты блокадного Ленинграда, подобраны кадры хроники, песни тех лет. Также создана видеопрезентация «Ленинградцы», имеющая сильную эмоциональную окраску и отражающая чувства ребят, которые они испытывали в ходе работы над проектом. Проект заслуженно получил диплом I степени.

Проектная деятельность способствует формированию у учащихся таких качеств, как:

- готовность к непрерывному образованию и модернизации профессиональной квалификации;

- способность к сотрудничеству, работе в команде, деловому общению;

- умение работать с различными источниками информации (ее поиск, обработка, хранение, воспроизведение и т.д.);

- умение действовать и принимать ответственные решения в нестандартных и неопределенных ситуациях;

- способность к критическому мышлению, самоуправлению деятельностью;

- готовность к эффективному поведению в конкурентной среде в условиях стрессогенных факторов и т.д.

Таким образом, можно говорить о том, что метод проектов имеет ряд несомненных достоинств. Проектная деятельность:

- позволяет повысить уровень практической направленности теоретических знаний;

- стимулирует истинное учение самих обучающихся;

- дает возможность учиться в конкретном деле на собственном опыте и опыте других.

В ходе работы над проектами нами были обнаружены и недостатки этого метода. К ним можно отнести такие моменты как:

- сложность разработки проектных заданий, охватывающих весь образовательный стандарт;

- отсутствие у многих учащихся необходимого уровня общеучебных умений и навыков.

Метод проектов как педагогическая технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Самое сложное при введении в учебный процесс исследовательский проектов – организация этой деятельности.

Яндекс.Метрика