ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО
РЕАЛИЗАЦИИ
КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ
Бегунова М.М., Щербакова А.В.
Профессиональный лицей №34, г. Ангарск
Мировая
цивилизация вступила в принципиально новый этап своего развития, характерными
особенностями которого являются интеллектуализация, технологизация,
информатизация и глобализация экономики. На этом этапе ведущая роль
человеческого фактора в экономическом развитии и национальном богатстве
становится все более очевидной.
В
обществе, основанном на знаниях, основным фактором социально-экономического
развития становится человеческий капитал, который составляют опыт, умения,
навыки человека, его творческие способности, моральные ценности и культура труда.
Сегодня
от профессионала требуется не столько обладание какой бы то ни было
информацией, сколько умение ориентироваться в информационных потоках, быть
мобильным, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать
недостающие знания и другие ресурсы.
Следует
отметить, что требования работодателей формулируются не только и не столько в
формате «знаний» выпускников, сколько в терминах «умения», «способность»,
«готовность».
На
данный момент практикой востребованы результаты профессионального образования
не в виде того, что знает ученик лицея, а в форме его практической готовности
(или способности) к деятельности в типовых, нестандартных ситуациях
профессиональной жизни.
Таким
образом, речь идет об особых образовательных результатах системы
профессионального образования, в рамках которых знания выступают необходимым,
но недостаточным условием достижения требуемого качества профессионального
образования, - «профессиональной компетентности» и таких ее составляющих, как
специальные профессиональные, так и ключевые (базовые) компетентности.
Под
ключевыми (базовыми) компетентностями
понимается:
-
общение;
-
сотрудничество;
-
саморазвитие;
-
решение проблем;
-
работа с информацией.
Для
успешного формирования базовых компетентностей обучение должно строиться на активной
основе через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным
интересом именно в этом знании. Этим требованиям отвечает метод проекта,
который всегда предполагает решение
проблемы, предусматривающей: с одной стороны, использование разнообразных
методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из
различных областей науки, техники, технологии, творчества.
В
нашем учебном заведении для формирования общих (ключевых) компетенций наряду с
прочими используется метод проектов. Вот уже в течение нескольких лет проектная
деятельность ведется по нескольким направлениям.
В
лицее работает поисковый отряд. Ученики и педагоги, входящие в этот отряд,
ведут поиск и подбор материалов по истории лицея. Создана электронная версия
летописи лицея, выпущен журнал. Ведется работа по поиску выпускников прошлых
лет. Составляется каталог «Выпускники лицея – известные люди нашего города».
Организуются встречи с выпускниками. Это способствует воспитанию патриотизма и
гордости за достижения людей, которые работали в лицее, за достижения выпускников
лицея, которые достигли в жизни определенных высот, дает учащимся уверенность в
возможности успешно реализовывать себя в жизни.
Учащиеся
выполняют работы по истории, биологии, химии, экологии, физике, информатике и
представляют их на научно-практических конференциях. Например, на региональной студенческой
научно-практической конференции «Компьютер в моей жизни и профессии», которая
проходила в мае 2009 года в Профессиональном лицее №36 г. Ангарска был
представлен ряд проектов.
В
номинации «Компьютер мой друг или враг» приняли участие две работы:
1)
«Плюсы и минусы компьютера» (Комогорцев Данил, I курс профессия «Повар,
кондитер», руководитель преподаватель общественных дисциплин Щербакова А.В.).
Цель работы: изучить воздействие компьютера на человека. В данном проекте четко
и красочно показаны положительные и отрицательные факторы при взаимодействии
человека и компьютера. В текущем учебном году в рамках данного проекта
предполагается изучение влияния компьютера на учащихся и работников нашего
лицея. Проект получил диплом III степени.
2)
«Исследование вредных факторов, влияющих на состояние здоровья людей,
работающих за компьютером. Как сохранить и укрепить свое здоровье» (Гладков
Андрей, Скрыпник Геннадий, II курс профессия «Наладчик КИПиА», руководитель
преподаватель информатики Щербакова М.Н.). В работе очень подробно исследованы
отрицательные воздействия компьютера на организм человека, было проведено
анкетирование среди учащихся лицея и выявлены проблемы со здоровьем, которые
испытывают наши учащиеся. В итоге ребятами был подготовлен видеоролик с
рекомендациями как сохранить свое здоровье при общении с компьютером. Работа
получила диплом II степени.
В
номинации «Профессионал» участвовал проект «Создание баннеров на сайт Профессионального лицея №34» (Кушнарева
Татьяна, Кочуров Николай, Шушаков Василий, I курс профессия «Повар, кондитер,
руководитель Малых Т.В.). В прошлом учебном году шла активная работа по
созданию сайта лицея силами учащихся. Данный проект является частью этой
работы. В ходе разработки проекта
учащиеся освоили навыки работы в программах Adobe Photoshop CS, CoffeeCup GIF Animator , которые являются
профессиональными пакетами разработчиков интернет-сайтов. На сегодняшний день
сайт действует, баннеры используются для профориентационной деятельности лицея
(www//pl34angarsk.edu.mhost.ru). Проект получил диплом I степени.
В
номинации «Информационные технологии в жизни и профессии» был представлен
проект создания главы электронного учебника по истории Великой Отечественной
войны «Блокада Ленинграда» (Выжанов Евгений, Бурцев Егор, II курс профессия
«Сварщик», руководители преподаватели общественных дисциплин Щербакова А.В. и
Бегунова М.М.). Эта работа является экзаменационным проектом учащихся в рамках
продолжающейся работы над созданием полной версии учебника, посвященного
истории Великой Отечественной войны. В ходе работы ребята освоили программы Adobe
Photoshop CS, Microsoft
FrontPage
2003 и Microsoft
Movie
Maker.
Ими был систематизирован большой объем информации, использованы фотографии,
плакаты, карты блокадного Ленинграда, подобраны кадры хроники, песни тех лет. Также
создана видеопрезентация «Ленинградцы», имеющая сильную эмоциональную окраску и
отражающая чувства ребят, которые они испытывали в ходе работы над проектом. Проект
заслуженно получил диплом I степени.
Проектная
деятельность способствует формированию у учащихся таких качеств, как:
-
готовность к непрерывному образованию и модернизации профессиональной
квалификации;
-
способность к сотрудничеству, работе в команде, деловому общению;
-
умение работать с различными источниками информации (ее поиск, обработка,
хранение, воспроизведение и т.д.);
-
умение действовать и принимать ответственные решения в нестандартных и
неопределенных ситуациях;
-
способность к критическому мышлению, самоуправлению деятельностью;
-
готовность к эффективному поведению в конкурентной среде в условиях
стрессогенных факторов и т.д.
Таким
образом, можно говорить о том, что метод проектов имеет ряд несомненных
достоинств. Проектная деятельность:
-
позволяет повысить уровень практической направленности теоретических знаний;
-
стимулирует истинное учение самих обучающихся;
-
дает возможность учиться в конкретном деле на собственном опыте и опыте других.
В
ходе работы над проектами нами были обнаружены и недостатки этого метода. К ним
можно отнести такие моменты как:
-
сложность разработки проектных заданий, охватывающих весь образовательный стандарт;
-
отсутствие у многих учащихся необходимого уровня общеучебных умений и навыков.
Метод
проектов как педагогическая технология включает в себя совокупность
исследовательских, поисковых, проблемных методов. Он всегда ориентирован на
самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую,
которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Самое
сложное при введении в учебный процесс исследовательский проектов – организация
этой деятельности.