Приветствую Вас, Гость

Использование информационных технологий в организации учебного процесса на уроках математики.

«…ученье, лишенное всякого интереса
и взятое только силой принуждения…
 убивает в ученике охоту к учению,
 без которого он далеко не уйдет».

                                      К.Д.Ушинский

Заветная мечта каждого творчески работающего педагога – научить ребенка видеть необычное в обычном, чтобы вся дальнейшая жизнь каждого из них стала непрерывным открытием.

Российская педагогика и практика накопила огромный опыт в организации образовательного процесса, но все больше и больше детей проявляют свое нежелание обучаться в обычной школе. Неужели современные дети потеряли интерес к новому, необычному? Неужели они ничего не хотят знать? Конечно, нет! Наблюдая за ними на перемене вижу, с каким интересом они обсуждают возможности нового мобильного телефона или радуются еще за одного из своих одноклассников, которому родители подарили компьютер.

Информационные технологии, вторгшиеся в современную жизнь, меняют наши представления  о мире, знании и о самих себе.

Сегодня во всем мире идет интенсивный  поиск новых  средства учебного  назначения, которые могут быть использованы при  изучении отдельных  разделов школьного курса математики. Эти программные средства позволяют конструировать и исследовать математические объекты в режиме диалога.

Для учителя математики ИКТ является средством обучения, обеспечивающим эффективность образовательного процесса; инструментом познания, расширяющим кругозор, открывающим новые возможности для совершенствования учебно – познавательной деятельности; средством развития личности, способной адаптироваться к новым достижениям научно – технического прогресса.

  Компьютерные технологии – это новые дополнительные источники информации, новые виды наглядных пособий – ярких и красочных, новый способ обработки информации, новые формы проверки знаний учащихся. И необходимо использовать технологии так, чтобы они могли решать образовательные, воспитательные, развивающие задачи обучения математике. Использование новых технологий в обучении математике способствует не только повышению у ребят интереса к предмету, но и развитию мышления, формированию коммуникативных навыков и готовности к самостоятельной исследовательской работе.

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Задачи, решаемые с помощью компьютерных технологий:

1. Сформировать умения работать с информацией, развивать коммуникативные способности.

2.Воспитывать личность «информационного общества».

3.Дать каждому так много учебного материала, как он может усвоить.

4.Сформировать исследовательские умения, умение принимать оптимальные решения.

Основные концептуальные положения.

1. Обучение – это общение ребенка с компьютером.

2. Приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка.

3. Диалоговый характер обучения.

4. Коррекция учителем процесса обучения возможна в любой момент.

5. Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

6. При общении с компьютером у ученика должно быть состояние психологического комфорта.

7. Неограниченное обучение: содержание, его интерпретация и приложения как угодно велика.

Компьютер для  ребенка выполняет функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

В функции учителя компьютер представляет собой:

а) источник учебной информации (частично или полностью заменяющей учителя и книгу);

б) наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);

в) индивидуальное информационное пространство;

г) тренажер;

д) средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает:

- как средство подготовки текстов, их хранения, текстовый редактор;

- графопостроитель, графический редактор;

- вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);

- средством моделирования.

Работа учителя в рамках компьютерной технологии включает следующие функции:

1. Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).

2. Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управления внутриклассной сетью.

3. Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребенком.

4. Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, программные средства и системы, учебно – наглядные пособия и т. д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.

Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культурой представляет Всемирная компьютерная сеть  - Internet.

  Уроки математики обладают рядом отличительных особенностей, которые необходимо учитывать при конструировании современного урока с использованием ИКТ:

1.     Содержание обучения опирается на ранее изученное и подготавливает базу для усвоения новых знаний.

2.     Большое внимание уделяется развитию у учащихся логического мышления, умения рассуждать и доказывать.

3.     Математика служит опорным предметом для изучения некоторых других дисциплин.

4.     Теоретический материал осознается и усваивается  в процессе решения задач.

Медиаурок может проводиться в компьютерном классе или классной комнате, оборудованной мультимедийным  проектором.

Использование компьютера при объяснении нового материала.

На этом этапе урока наиболее эффективным являются учебный тип деятельности.  Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его  ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.

При изучении новой темы можно провести урок – лекцию с применением компьютерных презентаций, позволяющих акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Объявление темы урока сопровождается  демонстрацией слайда, на котором дана тема урока и план изучаемой темы. Затем идет объяснение темы по плану, ученики делают необходимые записи. После объяснения темы ученики решают устные упражнения, по готовым рисункам, чертежам, схемами, затем решают в тетради задания более сложные по содержанию. Все предлагаемые задания представлены на слайде.

Особенностью применения компьютерных презентаций являются  наличие автоматического  контроля и ограничения времени демонстрации слайд – фильма; сочетание устного  лекционного материала с демонстрацией слайд – фильма позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала.

Решение текстовых задач.

На данном этапе урока реализуется обучающий тип деятельности. Отрабатываются различные программы, цель которых – обучение учащихся решению задач, так как задачи являются неотъемлемой частью изучения математики. Программы могут содержать задачи различного уровня сложности, а также подсказки, алгоритмы и справочные материалы. Ответы к задачам  могут вводиться  как в числовом, так и в общем видах.

Контроль знаний.

При контроле используются тесты. Возможны две формы организации тестов: «выбери ответ из предлагаемых вариантов», и «напиши правильный ответ».

Организация теста по принципу «выбери ответ из предлагаемых вариантов» обеспечивает быстроту прохождения теста, так как не требует от учащихся особых навыков работы на компьютере. Для выдачи ответа достаточно нажать клавишу с номером правильного ответа, выбрав его из предложенных вариантов.

Подобный способ проверки и закрепления знаний обучающихся весьма актуален. В ходе работы с тестом учащийся может оценить качество выполнения задания. В процессе тестирования существует четкая  обратная связь. Серия тестов позволяет фиксировать результат, достигнутый на каждом этапе изучения предмета. Обучающий получает достоверную информацию о результате своей деятельности, о своих успехах.

 C применением ИКТ на уроках математики появился интерес у учащихся к самостоятельной разработке презентаций по изучению нового материала, решению различных задач, в исследовательской деятельности.

Информационные технологии  в процессе обучения дают возможность углубленного индивидуального подхода к обучаемому, при котором каждому ученику может быть представлена его собственная траектория обучения. Глубокая индивидуализация обучения на базе средств ИКТ реализуется на основе теории личностно – ориентированного обучения.

Использование ИКТ повышает мотивацию обучения (за счет перенесения акцентов на выполнение  самостоятельной учебной деятельности, включения  игровых ситуаций без обращения к учителю, реализация различных режимов учебной деятельности).

В настоящее время в педагогической деятельности используются различные электронные издания,

например: серия «Все задачи школьной математики», «Просвещение -  Медиа», практикум «Математика 5 – 11. Новые возможности для усвоения курса математики» («Дрофа») Серия «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки» («Кирилл и Мефодий»). Серия «Открытая математика» («Физикон») и другие.

Работая с компьютерами, не стоит забывать о здоровье детей. Необходимо не только чередовать виды деятельности на уроке, но и выполнять упражнения, позволяющие снимать напряжение с глаз и расслаблять мышцы спины.

Применение различных электронных ресурсов способствует развитию интереса к предмету, развивает положительную мотивацию к учению, обеспечивает объективный контроль знаний, качество усвоения материала учащимися, повышается показатели качества знаний.

Литература:

1. Газета «Математика»  № 23. 2007 год, № 15. 2008 год. Статьи: «Формы и методы работы с применением информационных технологий», «Компьютер на уроках математики».

2. Современные информационные образовательные технологии». – Иркутск: Изд. – во Иркут. гос. пед. Ун – та, 2007 – 243 с. 2007 г.

3http:)//vschool.km.ru/

4. http:)//math.ournet.md/index.htm/

Яндекс.Метрика