Региональная научно-практическая
конференция «Информационно -коммуникационные технологии в педагогической
деятельности»
Из
опыта применения электронно-образовательных ресурсов
на уроках в начальной школе
Бахматова Е.В.,
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 8 г. Черемхово
Разработка концепции
развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает
новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к
постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком
инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное
и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию,
как умение учиться. Важнейшей задачей современной системы образования является
формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение
учиться, способность к саморазвитию. Все это достигается путем сознательного,
активного присвоения учащимися социального опыта. В частности, для решения этой
задачи необходимо создать современную информационно-образовательную среду.
С 2008 года активно использую
на уроках в начальной школе электронно-образовательные ресурсы: электронные
учебники, контрольно-измерительные материалы, тренажеры, самостоятельно разработанные электронные
учебно-методические материалы. Создала банк
электронно-образовательных ресурсов. Опыт использования электронных
учебников представляю на традиционных муниципальных педагогических чтениях и
семинарах. Особый интерес представляет, на мой взгляд, опыт использования
электронного учебника «Обучение грамоте» для 1 класса. Этот увлекательный
мультимедийный учебник даёт ребёнку возможность уверенно почувствовать себя в
мире букв и звуков, поможет правильно произносить и читать их в составе слогов
и слов, соотносить прочитанное слово с картинкой и значением. Учебный материал
подготовлен с учётом психологических особенностей детей младшего школьного
возраста. Занятия практически не содержат текста - многочисленные задания,
которые выполняет ребёнок в содружестве с анимированным помощником,
представлены видеоизображениями и интерактивными тренажёрами. Основной эффект
использования данного ЭОР – создание условий для формирования общеучебных
и универсальных логических действий. Интересен
и электронный учебник «Математика» 1-4 класс. При работе с данным учебником на уроках
математики учащиеся учатся самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, вести поиск
и выделение необходимой информации, применять методы информационного поиска, в
том числе с помощью компьютерных средств: знаково-символических - моделирование
– преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены
существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую)
и преобразование
модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную
область. А так же формируют: умение
структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в
устной и письменной форме; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных
условий; рефлексию способов и условий действия, контроля и оценки процесса
и результатов деятельности, анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных,
несущественных); выбирать основания и критерии
для сравнения, классификации объектов; подведение под понятия, выведение
следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической
цепи рассуждений, доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Фрагмент
тематического плана «Математика, 3 класс»
№ |
дата |
тема |
ЭОР |
УУД |
4 |
9.09 |
Решение уравнений на нахождение
неизвестного слагаемого |
ЭОР. Урок 8 |
Готовность к принятию и решению
учебных и познавательных задач, умение анализировать и сравнивать, работать в
паре, умение помнить и удерживать правило |
5 |
6.09 |
Решение уравнений на нахождение
неизвестного уменьшаемого |
ЭОР Урок8 |
Преодоление эгоцентризма в
пространственных и межличностных отношениях, умение принимать и решать
познавательные и учебные задачи, сравнивать и анализировать, доказывать свою
точку зрения |
6 |
7.09 |
Решение уравнений на нахождение
неизвестного вычитаемого |
ЭОР Урок8 |
Готовность к принятию и решению
учебных и познавательных задач, умение анализировать и сравнивать, работать в
паре, умение помнить и удерживать правило |
Активно участвую в процессе трансляции
опыта: заняла 2 место в муниципальном конкурсе «Использование ИКТ в начальной
школе».
Фрагменты конкурсного урока:
Тема: «Порядок выполнения действий.
Выражения со скобками»
Цели
урока: закрепить и обобщить знания правил выполнения действий в выражениях со
скобками; формировать общеучебные универсально – логические действия через
использование мультимедийного учебника.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный учебник «Математика 2 класс. Часть 2» из серии
«Начальная школа» Кирилла и Мефодия, 2009 год, 10 конвертов с геометрическими
фигурами, учебник «Математика 2кл. 1часть. М.И. Моро, тетрадь по математике
1часть, М.И. Моро, С.И.Волкова., экран или белая доска, проектор.
Актуализация
знаний.
Учитель включает электронный
учебник. Урок 17. (слайд-задание 2). Космик объясняет задание: Привет! Очень
рад тебя видеть. Нам предстоит увлекательное
приключение. Команда нашего космического корабля приготовила вам сюрприз.
Какой, узнаете, разгадав слово. Для
этого заполни таблицу (слайд-задание 2).
В
каждой колонке таблицы нужно найти сумму двух чисел, но некоторые числа сами
заданы в виде выражений. Сначала, определи значение этих выражений в уме, а
потом найди сумму. Под таблицей буквы. Расставь их.
Таким образом, я нашла вариант создания
информационно-образовательной среды на уроке, в которой происходит развитие математической речи,
логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение
первоначальных представлений о компьютерной грамотности, активное
использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.