Приветствую Вас, Гость

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  С ЦЕЛЬЮ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ  ПРОЦЕССА

ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

 

Анфиногентова В.А.,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №64», г. Иркутск

 

В настоящее время в России идёт введение новых  ФГОС и становление новой системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство, на социальный запрос, который сформировался в нашем обществе за период реформ.

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает педагогическим коллективам учебных заведений возможность выбирать и конструировать педагогический процесс.

Разрабатываются и активно внедряются в практику новые образовательные технологии, которые призваны сделать обучение гуманным, защищающим интересы и здоровье ребенка. Именно этот фактор – здоровье заставляет нас сегодня обращаться к личностно-ориентированным технологиям, к которым относится дифференциация и индивидуализация учебного процесса. Кроме того, индивидуализация в последнее время становится все более  актуальной, из-за стремления современного молодого поколения получать  качественно  иной образовательный материал. 

Индивидуализация обучения — это организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся; различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.

К средствам индивидуализации обучения можно отнести:

·                        проектную деятельность;

·                        технологию модульного обучения;

·                        технологии игрового обучения;

·                        вариативности темпа изучения материала;

·                        дифференциацию заданий;

·                        использование деятельностного подхода;

·                        определение характера и степени дозирования помощи со стороны преподавателя.

Развитие информационно-коммуникационных технологий открыло новые возможности в индивидуализации обучения.

Под ИКТ понимается совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

Средства ИКТ подразделяются на аппаратные (компьютер, периферийные устройства, проектор, лингафонный кабинет и т.д.) и программные (источники информации, виртуальные конструкторы, тренажеры, тестовые среды, комплексные обучающие пакеты). В данной статье исследована возможность использования компьютера для полуавтоматического составления индивидуальных заданий для учащихся, а также применение лингафонного кабинета для индивидуализации обучения на уроках иностранного языка.

Использование персональных заданий, ориентированных на уровень  и пробелы в знаниях каждого ученика, являются важной составляющей индивидуализации обучения. К сожалению, составить  индивидуальные заданий для всех учеников, без автоматизации этого процесса,  практически невозможно. Поэтому чаще всего прибегают к индивидуальным заданиям для отстающих или очень способных учеников.  Применения средств ИКТ для этой задачи может в корне изменить ситуацию. При наличии базы данных упражнений, ранжированных по сложности и темам,  возможно случайным образом генерировать различающиеся варианты заданий  в практически неограниченном количестве. Это значит, что на контрольных работах у каждого ученика будет свой вариант задания, что полностью исключает возможность списывания. А на обычных уроках  учитель может использовать  персональные карточки, сгенерированные с помощью компьютера с учетом  способностей и уровня знаний конкретных учеников. Реализовать такую систему автоматической генерации заданий необходимо следующее:

1.                    Создание базы данных упражнений с ранжированием их по типам заданий, темам и уровню сложности.

2.                    Создание рабочей группы, состоящей из преподавателей, для заполнения базы данных упражнениями и оценки их уровня сложности.

3.                    Создание  программных средств для работы с базой данных и генерации индивидуальных заданий.

На базе такой системы возможно организовать статистическую обработку  ошибок, сделанных учениками в индивидуальных заданиях, это позволит выявить пробелы в знаниях каждого ученика, и учитывать их при составлении индивидуальных заданий.

Первый цифровой лингафонный кабинет был установлен  в МБОУ СОШ №64 с углубленным изучением отдельных предметов в 2010г. в рамках национального проекта «Образование».  Оборудование лингафонного кабинета включает в себя не только ТСО самого кабинета, но и различные мультимедийное оборудование(компьютер, проектор, экран, система аудио и видео, выход в Интернет). Использование учителем такого широкого спектра технических средств обучения позволяет спланировать урок таким образом, что бы каждый ученик изучал предмет в соответствии со своими индивидуальными особенностями. Очень эффективно оборудование лингафонного кабинета используется для индивидуализации процесса обучения.

Одно из первых преимуществ цифрового лингафонного кабинета - это наличие нескольких видов режимов: парной, групповой, индивидуальной работы, режима случайного выбора. Программа позволяет учителю подключаться в любой момент, контролируя ход урока, к любому из учащихся, индивидуально, а также к тем, которые работают в паре или группе.

Использовать оборудование кабинета для индивидуализации обучения можно практически на каждом этапе урока. Например при обучении устной речи, когда  работая над диалогом по теме «What are you afraid of?» пара может рассказывать диалог под контролем учителя в то время как остальные учащиеся выполняют задание по заполнению пропусков. Для проверки задания здесь возможно использовать прием взаимоконтроля. Наличие лингафонного кабинета также позволяет формировать не только навыки произношения, аудирования, монологической и диалогической речи, но и навыки чтения, грамматические навыки.

Оборудование лингафонного кабинета может использоваться при организации проектной работы на уроке. Результатом проекта становятся, как правило, презентации, выполненные в программе PowerPoint, либо доклады с использованием Microsoft Word, оборудование кабинета помогает сделать рассказы детей более красочными и наглядными. Проектная работа позволяет учащимся развить творческие способности, научиться самостоятельно мыслить и анализировать различные источники информации, создавать индивидуальный и неповторимый образ.

В заключение хотелось бы отметить, что использование ИКТ на уроках иностранного языка позволяет сбалансировать учебный процесс, применять индивидуальный подход как к слабому, так и к сильному ученику, работать над повышением качества обученности, развивать творческий потенциал обучающихся и повышать мотивацию к изучению предмета. Не менее важно то, что ведение традиционного урока в сочетании с инновационными формами ИКТ требует изменения роли учителя в связи с изменением содержания. Учитель частично перестает быть активным субъектом процесса обучения, в то время как ученик превращается из пассивного объекта в субъект, принимая все более активное участие в процессе обучения.

Яндекс.Метрика